Общество Совсем другая школа

Наталья Зайцева
№40 (540) 27.09.2006

В Петрозаводске живет семья ученых, мечтающих изменить классическую систему школьного образования. Свой проект математик, программист, философ Яков Фельдман и педагог Елена Алексеева постепенно внедряют в школы Петрозаводска.

При встрече Елена Алексеева первым делом объясняет: в наших школах действует классно-урочная система, придуманная еще в средние века Яном Амосом Коменским. С тех пор немногое изменилось. Существует четкое расписание – шесть разных уроков по 45 минут каждый день. Ребята участвуют в постоянной гонке с препятствиями: после физкультуры мчатся писать контрольную по химии, затем пересказывают параграф из учебника по истории, а потом решают задачи по математике. На каждом уроке дети сидят напротив учителя, который рассказывает им материал, а затем спрашивает. Это так называемая "фронтальная система", где каждый ученик противопоставлен учителю. Неудивительно, что, когда учитель вызывает к доске одного, остальные радуются, что у доски оказались не они. Именно из такой системы когда-то ушла Елена Алексеева:

— Я не могла заставлять детей делать то, что они не хотят.

Школьный темперамент

Объясняя учителям свою концепцию новой школы, Елена Алексеева рисует схему – "кривую разогрева" детей с разными темпераментами. Сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики на уроке воспринимают материал по-разному. У одного внимание быстро обостряется и быстро затухает, у другого – наоборот. Пики внимания приходятся на разное время урока.

— Видя эти кривые, учителя понимают: дети – не негодяи. На уроках они не успевают не потому, что ленивые или глупые, а из-за несовпадения своего типа темперамента и способа обработки информации с типом и способом учителя, — говорит Елена.

На заре перестройки Яков и Елена опробовали свою концепцию новой школы на деле. В Москве они создали свою авторскую экспериментальную школу, где училось чуть больше десятка детей. Школа просуществовала несколько лет, затем супруги иммигрировали в Израиль. Там их проект имел успех на научных конференциях, однако денег на его осуществление не дали – в Израиле много разных частных школ, и у родителей есть выбор, куда отдать ребенка.

Вернулись в Россию супруги уже тогда, когда бурные дискуссии по поводу новых методов школьного образования прекратились. Яков и Елена стали жить в Петрозаводске. Теперь он работает программистом, она — оператором в компьютерном классе в школе №17. Мало-помалу оба продвигают свой проект, для начала предлагая местным учителям использовать придуманную Яковом компьютерную систему тестирования.

Маршрут ученика

— В школе есть задачи закрытые и открытые, — объясняет Яков. – В закрытой задаче ответ известен, его можно найти в конце учебника, в открытой – нет. "Задачей" можно назвать все, что угодно: моральный конфликт, социальная коллизия, эстетическое несоответствие. "Жи-ши" пишется с буквой "и" — это закрытая задача. Изложение или сочинение – это уже полуоткрытая задача. Здесь главное – раскрыть тему, сохранить логику изложения. Полностью закрытые задачи надо отдать компьютеру и не занимать ими учителя. Если ученик ошибается, компьютер подскажет, где искать ответ. Отделить закрытые задачи от открытых и создать компьютерный учебник – вот первый шаг.

— Второй шаг – создать "индивидуальный маршрут ученика", — подхватывает Елена. – Для этого по всем темам курса составляются тесты, которые ученик проходит сам с помощью компьютера, в зависимости от ритма, в котором он занимается. В этой системе можно вести ученика индивидуально. У него вот такая цепочка заданий положена в этом году, и он по ней идет. Что-то может сдать сейчас, что-то позже. Один ученик пройдет весь курс за месяц, другой за год.

— Чем же будут заниматься ученики на уроке?

— А чем бы вы хотели заниматься на уроках? Общаться! Обсуждать открытые задачи. Никто не запрещает ходить в музеи, встречаться с интересными людьми, обсуждать важные вопросы. Ученики ценят общение в школе, и его нужно сделать легальным.

— Но хватит ли компьютеров ученикам для такой системы?

— В нашей школе два года назад проводили анкетирование, и уже тогда 98 процентов старшеклассников имели дома компьютер. Конечно, проходить тесты необходимо в школе в присутствии куратора. Для этого компьютеров в наших школах пока недостаточно. Но, я считаю, нужно вкладывать деньги в то, что перспективно. А пока наши учителя сами постепенно внедряют элементы этой системы в свой курс. Компьютерная программа, которую придумал Яков, позволяет каждому учителю составить свой тест. Такие тесты в школе №17 есть по английскому, французскому, немецкому языкам и математике. Учительница французского языка даже составила свой компьютерный учебник – с выплывающими озвученными подсказками и картинками.

Риск

Летом супруги участвовали в конкурсе проектов, способствующих развитию гражданского общества в России, организованном в каждом федеральном округе страны. Увы, победить и получить грант – 100 тысяч рублей – не удалось.

Яков и Елена пытаются доказать: существующая школьная система давно отстала от современного уклада жизни, когда от людей требуется все больше самостоятельности. Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе, где нужно уметь рисковать и выходить за границы шаблонного понимания.

— Дети и сейчас рискуют, — говорит Елена. – Они учатся торговать, обманывать, организуют свои сообщества, однако все это происходит не в школе. А на уроках их механически натаскивают на единый госэкзамен. Я из вопросов ЕГЭ по литературе составила комический тест: представляете, там вопросы типа "Какого цвета в поэме "Мертвые души" занавески в доме у Коробочки?" Поколению, которое выйдет из этих школ, остается только построиться в ряд...