Кого только не привозили к нам во время этой безумной предвыборной вакханалии! Кто только не услаждал наш слух своими рассказами о родине и о себе! Не стали исключением и коммунисты. Их козырем стал великий физик, нобелевский лауреат и просто честный и приятный человек – Жорес Алферов.
Жорес Иванович начал свое выступление в университете с рассказа о традиционных и современных функциях государства. К традиционным функциям, по его словам, относятся сбор податей, оборона границ, содержание полиции. То есть то, что власть делает главным образом для укрепления себя собою же. А к современным – развитие здравоохранения, образования, науки, содержание пенсионеров и прочие хорошие вещи. Так вот, ссылаясь на директора Института США и Канады Сергея Рогова, Жорес Алферов сообщил, что в 1950 году западные страны тратили на современные функции всего 12 процентов от внутреннего валового продукта, а СССР – в два раза больше. В 1990 году Запад тратил на добрые дела уже более 25 процентов, а в Советском Союзе этот показатель упал до 17-ти. Сейчас же и вовсе современным государственным функциям Россия уделяет менее 10 процентов от своего валового продукта. То есть меньше, чем развитые капиталистические страны полвека назад. Из этого знаменитый физик сделал заключение, что капиталистические страны пришли к этому не из-за внутренних эволюционных процессов, а благодаря соревнованию с СССР. Именно социалистическое прошлое нашей страны подвигло капиталистический мир больше заботиться о своих гражданах. При этом, правда, они почему-то обошлись без помощи коммунистической партии и без отмены частной собственности на орудия и средства производства.
Рассказывая о преимуществах социализма над капитализмом, Алферов приводил в пример исключительно развитые капиталистические страны – такие, как Швеция, Финляндия, Франция, Германия и даже США – и ни разу не помянул такие подлинно коммунистические державы, как Куба, Китай или Северная Корея. Когда же его спросили, есть ли в таком случае разница между нынешними коммунистами и социал-демократами, ответил, что, в общем-то, цели они преследуют одни. Единственно: социал-демократы часто идут на недопустимые компромиссы. И тут же был поправлен приехавшим вместе с ним членом ЦК компартии Сергеем Кашиным, являющимся по совместительству профессором МГУ. Член ЦК слегка подкорректировал нобелевского лауреата, пояснив, что пока, на коротком историческом этапе коммунистам с социал-демократами по пути, но впоследствии их дороги неизбежно разойдутся. Видимо, на той самой развилке между Швецией и Северной Кореей.
Отвечая на вопрос, не ассоциируется ли у него руководящая и управляющая роль коммунистической партии с репрессиями, идеологическим мракобесием и отсутствием товаров первой необходимости, Жорес Иванович сказал, что он все это помнит, но все же в 50-60-е годы еда в магазинах была. Причем повкуснее нынешней. Потом она действительно стала исчезать, но то, что произошло в 90-х – развал замечательной страны, — явилось слишком дорогой ценой за решение проблемы дефицита. И хотя в 37 году нам был нанесен огромный ущерб, и хотя правящая политическая верхушка порой предавала интересы народа, в целом Советский Союз был удачной попыткой создания государства социальной справедливости. Видимо, если считать, что 60 миллионов репрессированных, 2 миллиона погибших во время голода на Украине, развал сельского хозяйства, почти что полное отсутствие легкой промышленности, жесточайшая цензура, тотальная нехватка продуктов и партийные спецраспределители – не слишком дорогая цена за создание государства социальной справедливости, то со знаменитым физиком трудно не согласиться.
Говоря о нравственном упадке России, Алферов выразил мнение, что пока в стране будут править деньги, никакого возрождения у нас не предвидится. Современные СМИ продажны (видимо, в отличие от советских, которые кривили душой не за деньги, а просто по приказу), да и нынешнее телевидение намного уступает советскому. Сейчас, по словам Жореса Ивановича, смотреть можно только канал "Культура". И, развивая эту тему, привел слова писателя Даниила Гранина, оценившего советские времена как золотой век русской поэзии. Алферов рассказал, что сам он очень любит поэзию, вырос на стихах Маяковского, Ахматовой, Есенина, Мандельштама и не понимает, как можно ругать страну, подарившую миру таких гениев. И ведь действительно, если позабыть, что Маяковский застрелился, Есенин повесился, Мандельштам погиб в лагере, а у Ахматовой расстреляли мужа, арестовали сына, а сама она была предана советской властью анафеме, то ругать страну действительно не за что. Цветаеву довели до самоубийства, Пастернака признали бездарностью, Зощенко умер в нищете, Булгакова не печатали и запрещали ставить его пьесы – всего в стране было репрессировано около 600 поэтов и писателей. В остальном же Жорес Иванович безусловно прав: при компартии все было как-то почеловечнее и понравственнее.
Говоря о своем отношении к другому выдающемуся физику – Андрею Сахарову, бывшему, как мы помним, в противоположность своему коллеге, убежденным антикоммунистом, Жорес Алферов отметил, что Сахаров был великим ученым и честным человеком. Но если бы он сейчас был жив и являлся депутатом Государственной думы, то, по мнению Жореса Ивановича, наверняка бы тоже пошел туда от фракции КПРФ.
Рассказывая о министре образования Андрее Фурсенко и о его новациях (в частности, о том, что он предлагает выплачивать зарплату учителям в зависимости от оценок, которые они выставляют), Жорес Иванович сказал, что в свое время Фурсенко был активным членом парткома Физико-технического института, а потом некоторое время работал его заместителем по науке. Таким образом, по словам Алферова, у нынешнего министра образования России и научного-то опыта не очень много, а опыта работы в области образования нет вовсе.
На вопрос о его отношении к религии и к тому, что нынешний российский президент всячески подчеркивает свою набожность, нобелевский лауреат ответил, что религиозность – личное дело каждого. В том числе и президента. Однако пропагандой религии в светском государстве, каковым является Россия, должна заниматься только церковь. Наука же и религия по сути своей не имеют друг с другом ничего общего. Наука основывается на знаниях, а религия – на вере.
Отвечая на вопрос, с оптимизмом ли он смотрит в будущее, ученый не без печали сказал, что вопрос это сложный. Дескать, раньше он по этому поводу шутил, что наша страна – в принципе страна оптимистов, так как все пессимисты уже уехали. Если же серьезно, то он в своей жизни часто сталкивался с обманом и предательством. И вообще, за последние лет 20 качество людей заметно ухудшились. Причем во всем мире. Раньше в мире была распространена эдакая добрая наивность, а сейчас люди стали более циничными и перестали удивляться цинизму власти. И тут же к слову Жорес Иванович с чувством процитировал одного американского ученого, сказавшего как-то в беседе с Алферовым, что все политики – сукины дети.
На вопрос, почему в Думе часто принимаются странные решения по вопросам науки и образования и неужели он с его авторитетом не может как-то влиять на коллег, нобелевский лауреат ответил, что вес у него высокий в научных кругах, а в Думе его веса зачастую оказывается недостаточно. На вопрос, не хочет ли он стать президентом России, Жорес Алферов напомнил, что настоящим специалистом он является все-таки в области полупроводников. Не говоря уж о том, что ему как-никак 76 лет. И, наконец, отвечая на вопрос, не разочаровался ли он после всего этого в политической деятельности, Жорес Иванович сказал, что как таковой политической деятельностью он и не занимается. Он лишь член Комитета по науке и образованию, и не более того. Кроме того, он подчеркнул свою беспартийность. "Никто не застрахован от глупости, — сказал ученый, — ни коммунисты, ни антикоммунисты. И КПРФ я поддерживаю потому, что, на мой взгляд, сейчас они делают меньше глупостей, чем их противники".