Экономика Бизнес и закон – кто кого?

Снежана Слепкова
№44 (544) 25.10.2006

По русской традиции насчет грома и мужика, надо, чтобы самолет рухнул, и желательно не один, чтобы власть нехотя, но публично признала: парк самолетов устарел, были проблемы с техническим обеспечением, да и человеческий фактор, знаете ли, не исключен.

Гром самолетный для Карелии не грянул, но "мужик", в обход традиций, в карельской транспортной прокуратуре "перекрестился". А именно сотрудники прокуратуры обратились в Прионежский районный суд с иском в отношении ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск". Образованное три года назад ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" до сих пор не имеет лицензии на аэропортную деятельность, из десяти обязательных сертификатов имеются только три.

– Наши претензии к руководству ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" возникли не вчера, – рассказывает старший помощник карельского транспортного прокурора Людмила Саввина, – уже в 2003 году, когда образовалось это предприятие, было понятно, что с документами там не в порядке. Но тогда аэропорт не осуществлял деятельности, полетов не было, поэтому вопрос ребром и не ставился.

В апреле 2006 года Северо-Западное управление авиационного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта обнаружило массу грубейших нарушений в работе аэропорта: например, отсутствовал индикатор паров взрывчатых веществ, не было в должной мере оборудовано помещение штурманской службы, отсутствовала лицензия на авиационную метеослужбу, сертификат на электросветотехническое обеспечение и на службу ГСМ.

– Как ни странно, но вывод, к которому пришло управление после проверки: аэропорт готов к работе в осенне-зимний период, – утверждает Людмила Юрьевна, – но по результатам последней проверки, которую проводила транспортная инспекция в середине июля этого года, выяснилось, что "полеты воздушных судов не обеспечены поисковой и аварийно-спасательной службами". В соответствии со статьей №88 Воздушного кодекса только одного этого достаточно, чтобы полеты были запрещены.

Посудите сами: Петрозаводск от Бесовца всего в 18 километрах, рядом с аэропортом – дачные участки, воинские части. Неужели нужно обязательно дожидаться, пока произойдет трагедия?

Надо сказать, что за три года деятельности аэропорта он по указанным причинам уже дважды подвергался Арбитражным судом РК административным штрафам в 40 тысяч рублей. И вот 13 октября суд удовлетворил иск транспортной прокуратуры Карелии, которая требовала приостановить деятельность аэропорта.

Руководство аэропорта намерено оспорить решение Прионежского суда в Верховном суде Карелии. Руководители убеждены: если аэропорт закрыть, то вернуть статус международного ему будет крайне сложно:

– Я не могу понять позицию прокуратуры. Если бы дело было в отсутствии сертификатов, аэропорт можно было бы закрыть уже давно – еще в 2003 году, когда при прежнем руководстве он был признан банкротом, – утверждает председатель совета директоров ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" Геннадий Шамшин, – с 1991 года правительство Карелии пыталось найти организацию, которая могла бы поднять это предприятие, сделать его прибыльным. Мы это сделали. С 2006 года аэропорт работает без убытков.

Когда мы взялись за это, у нас не было ни одного сертификата. При этом переход от банкротства к созданию ЗАО был сделан плавно, деятельность аэропорта не прекращалась, полеты продолжали осуществляться.

Подготовка к сертификации и сама сертификация – это процедуры очень громоздкие и дорогостоящие. Одновременно требовались огромные вложения в восстановление предприятия: ремонт и докомплектование всего оборудования, обучение сотрудников, которые много лет не проходили специальной переподготовки.

Мы надеемся, что в течение ноября сможем получить все необходимые сертификаты, кроме сертификата штурманской службы, положения о которой еще не разработаны в Москве.

На сегодняшний день Петрозаводский аэропорт осуществляет перевозки пассажиров по направлению Череповец-Петрозаводск-Хельсинки – три раза в неделю. С начала текущего года и по 1 октября перевезено порядка 11 тысяч пассажиров.