Политика Квартирный вопрос испортил парламент

Тамара Конева
№44 (544) 25.10.2006

Тема служебного жилья депутатов разных уровней всегда вызывала здоровый и нездоровый интерес публики. Запускались всякие небылицы. Сами депутаты всегда плакались, что живется им не сладко. Так длилось годами – одни прибеднялись, другие приукрашивали ситуацию.

Наконец депутаты Госдумы не выдержали и открыли великую тайну своего житья-бытья. Собственно, скрывать свой дом на улице Улофа Пальме в Москве было уже невозможно.

О служебном жилье карельских депутатов стало известно в 1998 году, когда некоторые иногородние депутаты, проигравшие выборы, не захотели оставлять служебные квартиры в доме 62 на улице Мичуринской.

Депутаты ходили на поклон к тогдашнему мэру Петрозаводска Андрею Демину, обращались в Конституционный суд. Все было тщетно. Бывших депутатов изгнали.

Но не все пытались оставить за собой государственное жилье. Депутаты ЗС первого созыва Василий Богданов из Олонца, Наталья Волкова из Беломорска, Галина Майорова из Сегежи сразу сдали служебное жилье, не пытаясь оставить его себе. И не прогадали. Их коллеги не только подверглись "мочиловке" в СМИ, так еще были обязаны оплатить гостиницу, в которой были вынуждены проживать их преемники.

Это уже история. Но есть непреложный факт. В 1998 году у карельского парламента было одиннадцать служебных квартир, а сейчас их осталось только семь. Почему?

Два года назад две квартиры были расслужеблены. Не будем спорить – законно это было сделано или нет. Раз уж суд решил, что законно, значит, так оно и есть. Можно, конечно, порассуждать о моральной стороне дела, но нас больше интересуют другие вопросы – каким образом были компенсированы эти две ушедшие квартиры и куда делись еще две.

Кстати, за последние восемь лет было расслужеблено около дюжины квартир правительственных чиновников, в том числе в элитных домах. Никто из них уже имеющуюся жилплощадь не сдал, и таким образом все они получили право на двойную приватизацию. Ну а самый справедливый и гуманный карельский суд признал все эти действия законными. Впрочем, и некоторые судьи по две-три квартиры получили и расслужебили.

Но вернемся к служебному жилью парламентариев. Две квартиры парламент потерял. Еще одну передали Петрозаводску, когда бывший депутат ЗС Александр Леккерев был принят на работу директором одного из муниципальных предприятий. Никакой компенсации город не предоставил.

И, наконец, еще одна служебная квартира уплыла совсем недавно с ее арендатором Александром Селяниным. Костомукшский депутат ЗС Селянин был назначен председателем Госкомитета по спорту и делам молодежи. Квартира у него как была, так и осталась служебной, но только теперь она находится в ведении правительства, а не парламента. Не так давно эта квартира стала квартирой уже министра образования Карелии.

Таким образом, у Законодательного собрания в служебном пользовании остались семь квартир, и шесть из них не пустуют. В них живут иногородние депутаты, и наверняка будут жить и дальше, потому что пять из них – единороссы, и их обязательно оставят работать на постоянной основе. Ну не выселять же членов правящей партии, тем более занимающих в парламенте начальственные должности.

Из всего вышесказанного следует вывод – на постоянной основе из новых иногородних депутатов будут работать не больше двух человек. Остальных просто селить некуда. А дальше будет еще хуже, поскольку в последние годы карельский парламент стал просто-таки благотворителем и спонсором, дарящим квартиры структурам исполнительной власти.