Карелия, как известно, – край озер. А значит, и рыбы. Вполне логично, что еще с древности основным промыслом карелов было именно рыболовство. В Ладожском и Онежском озерах рыбы всегда имелось, да и сейчас имеется, в достатке, так что эти озера испокон веков кормили целые семьи. Так продолжалось не то что годами — веками. Но в 2005 году спокойной жизни рыбаков-любителей пришел конец.
В редакцию "Карельской Губернiи" пришли письма от возмущенных жителей города Сортавалы и Сортавальского муниципального района, в том числе и острова Валаам. Всего под письмом стояло несколько десятков подписей, но на деле людей, пострадавших от сложившейся на сегодняшний день ситуации, гораздо больше.
Браконьеры поневоле
— Мы испытали настоящий шок, когда несколько месяцев назад нам просто-напросто запретили ловить рыбу в нашем озере сетями, — рассказывает Татьяна Виткова, одна из инициаторов письма. — До этого все было просто: мы покупали лицензии на сетки, стоили они недорого, и обеспечивали себя рыбой круглый год. А сейчас по какому-то странному стечению обстоятельств мы вдруг превратились в браконьеров. Сотрудники "Рыбнадзора" уже оштрафовали нескольких человек, ставивших сети на озере. Штраф приличный — рублей пятьсот. Мы теперь живем в состоянии постоянного стресса. Выходить в озеро опасно, да и самим неприятно: вроде как браконьерничаем. Но что делать, если государство и власти сами поставили нас в такие условия? Я, например, по профессии — медик, зарплата у меня всего 3800 рублей. А я хочу нормально питаться, это мое человеческое право. И другие люди тоже хотят. Среди подписавших письмо – в основном одни пенсионеры. Это по ним "новые-старые" правила ударили больнее всего. Мы всю жизнь прожили рядом с озером и привыкли, что оно нас всегда прокормит. Мы привыкли есть судака, сига. А теперь нас рыбу вынуждают покупать, причем с нашими доходами позволить себе можем разве только путассу или минтая. Эту рыбу есть просто невозможно, тем более когда рядом — озеро с нормальной рыбой.
Сами ничего не понимаем
Загадочный термин "новые-старые" правила, который упомянула Татьяна Виткова, расшифровывается просто. Разгневанные жители Сортавалы, лишенные возможности рыбачить, написали заявление в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что произошло следующее: до 2005 года лов рыбы индивидуального характера регулировали временные Правила рыболовства, которые лично утвердил глава республики Сергей Катанандов. С этими правилами никаких проблем не возникало: люди платили деньги, им выписывали лицензии. Рыбаки спокойно рыбачили, все были довольны. Но Указом главы республики от 28 ноября 2005 года временные Правила рыболовства были отменены, признаны утратившими силу. Поскольку других правил на замену никто подготавливать не собирался, в действие вступили Правила любительского и спортивного рыболовства в водоемах КАССР 1988 года. Только вдумайтесь: СССР уже давно нет, на дворе XXI век, а люди вынуждены жить по нормам тех лет, которые как раз-таки и запрещают лов рыбы сетями в Ладожском и Онежском озерах круглогодично. Вся абсурдность ситуации состоит еще и в том, что правила 1988 года никогда еще до сегодняшнего момента не применялись и даже нигде не были опубликованы (!), поскольку в 1991 году были приняты новые правила, а после них — еще одни, те самые временные — в 2000 году. По идее, как только правила 2000 года утратили силу, им на смену должны были прийти новые. Однако этого не произошло, поскольку сейчас утверждать какие-либо правила рыболовства имеет право только Министерство сельского хозяйства РФ. А Министерство сельского хозяйства, в свою очередь, в 2005 году все-таки утвердило Типовые правила рыболовства, начисто позабыв включить туда так называемые "рыбохозяйственные бассейны", в которые входят наряду с другими и Ладожское, и Онежское озера.
Прокуратура республики в ответном письме заверила встревоженных рыбаков: правила 1988 года применяться не могут, поскольку давно утратили свою силу. Вон сколько еще правил после них было издано! Следовательно, и штрафовать "Рыбнадзор" никого не имеет права. Нельзя же привлекать к административной ответственности за нарушение того, что по сути толком и не существовало. Тем более что в более современных правилах от 1991 года и от 2000 года лов сетями не запрещался.
Грядет голодная зима
Впрочем, не все так просто. Далее в том же ответе прокуратура в буквальном смысле начинает противоречить сама себе. Только что она провозгласила, что правила устарели, поэтому штрафовать кого-то за их нарушения нельзя, а как только дело доходит до конкретного случая, прокуратура снова оказывается на стороне закона. Один из жителей Сортавалы судом был признан виновным в нарушении правил 1988 года за то, что ловил рыбу сетями. Прокуратура не видит в этом факте ничего предосудительного, ведь правила рыболовства от 1988 года "утратившими силу не признавались"! Следовательно, никаких причин для отмены постановления суда нет. Вот такая абракадабра.
Уж если даже сама прокуратура не может разобраться в сложившейся ситуации, то помощи ждать совсем неоткуда. Что же тогда делать бедным людям? Сотрудники "Рыбнадзора" продолжают штрафовать их за лов сетями. Узнав, что некоторые жители Сортавалы и Сортавальского района написали письмо в прокуратуру и в газету, инспектора "Рыбнадзора" пригрозили: смотрите, как бы хуже не стало! Между тем приближается зима. Возможно, для многих людей она окажется зимой голодной.
— Мы уже готовы платить сколько угодно за лицензии, пусть только нам разрешат ловить рыбу, — говорит Татьяна Виткова, — а то обидно получается. Нас штрафуют, а между тем промысловые билеты на лов рыбы для владельцев частных пароходов для коммерческого лова активно продаются. Еще бы, такие разрешения дорого стоят, их выгодно продавать. На лицензиях же много не заработаешь. Понятно, что в системе водного ведомства недавно прошли реорганизации, чиновники еще сами не разобрались, что к чему, поэтому дела до нужд простых людей им нет. Но нам-то что прикажете делать?
Вячеслав Мовчан, начальник ФГУ "Карелрыбвод":
— Насколько я знаю, правила 1988 года больше не действуют, прокуратура нашла мной же подписанный документ, из которого ясно, что они недействительны. Но есть другие законы, к которым мы, местные органы, не имеем никакого отношения. Законы эти были приняты на федеральном уровне, где люди имеют о сетном лове весьма туманное представление. К тому же законы вышли сырыми, непродуманными. В Ладожском и Онежском озерах ловить можно только на удочку или спиннинг. Более того, сейчас идет разработка новых правил рыболовства на российском уровне, так что вполне возможно, что в скором времени сетной лов вообще ждут очень строгие ограничения, он практически сойдет на нет. Самое ужасное — мы никак не можем повлиять на разработку этих правил. Местные органы, конечно, могут присылать в Москву какие-то рекомендации и пожелания, но к ним редко прислушиваются. Дай бог, чтобы хоть что-то удалось отстоять. С другой стороны, население ведь само выбирало депутатов, которые теперь принимают такие законы, так кого же тут винить... Сотрудники "Карелрыбвода" и "Россельхознадзора", естественно, прекрасно понимали, что нельзя никогда воевать со своим народом, все равно проиграешь. Кроме того, мы знаем все свои водоемы, озера и реки, знаем, где, сколько и какой водится рыбы. В Москве такими сведениями никто не располагает. Им все равно, что Камчатка, что Карелия, везде будут действовать одинаковые санкции. Что может быть глупее, чем, например, поделить всех животных и рыбу между центром и субъектами, как это сделали недавно? У одной коровы ведь не может, по логике вещей, быть два пастуха. Оказывается, может! А рыба ведь в воде живет, ее не сосчитаешь и не поделишь. Как определить, какая из рыб в местную, а какая в федеральную сеть попала? Так, в нашем, местном, подчинении оставили только плотву да еще пару видов рыб... Некоторые большие московские начальники уже понимают, какую губительную роль для сельского хозяйства сыграла вся эта реорганизация, прошедшая два года назад. Борис Грызлов по телевизору недавно сокрушался, мол, что же мы наделали, слишком далеко зашла реорганизация. Но ничего уже не поделаешь.
— Но за что же тогда штрафуют людей, если закон 1988 года больше не действует?
— Закон о рыболовстве, действующий сейчас, был разработан не так давно федеральными властями. Согласно ему, рыбную ловлю сетями можно охарактеризовать выражением "ловить нельзя можно", в вот можно было или нельзя в каком-то конкретном случае, решат уже прокурор и суд. Только в суде можно наверняка узнать, что можно, а что нельзя по этому закону.