Общество Водитель, нажми на тормоза

Губерния
№46 (546) 08.11.2006

Ситуация на дорогах ужасающая, и российские власти не намерены с этим мириться. Об этом было заявлено на недавнем совещании руководителей СМИ Северо-Запада в Санкт-Петербурге. Совещание было представительным: на нем выступали полномочный представитель президента Илья Клебанов, руководитель Департамента безопасности движения МВД России Виктор Кирьянов, президент Всероссийской ассоциации страховщиков Андрей Кигим. Нас – водителей и пешеходов — ждут большие перемены. Какие?

Сначала — страшное сравнение. В Японии в три раза больше автомобилей, чем в России, а людей гибнет в несколько раз меньше. Почему? Этот вопрос задал ответственным лицам президент страны и получил ответ: виноваты плохие дороги и низкая дисциплина пешеходов и водителей.

Машин много, места мало

Наконец-то в стране на самом высоком уровне заговорили о диспропорции между возрастающим количеством транспорта и дорожной инфраструктурой. По прогнозам, такое количество автомобилей, которое сейчас есть в стране, должно было быть только в 2015 году. И, как всегда, власти оказались не готовы: протяженность городских дорог не соответствует количеству транспорта. Примеров наши читатели и сами могут найти немало, особенно по Петрозаводску, центр которого становится все опаснее для водителей и пешеходов. Теперь регионы обязаны будут заняться перепланировкой городов, расширением дорог, улучшением транспортных развязок. "Прежде чем открывать магазин в центре города, давайте подумаем! Может, нужно предусмотреть парковку, чтобы машины убрали с проезжей части", — привел пример руководитель Департамента безопасности движения МВД России Виктор Кирьянов.

На совещании вспомнили недавнюю трагедию в Рязани, когда пьяный водитель врезался в колонну с курсантами. Руководитель Департамента безопасности движения МВД России Виктор Кирьянов был искренен: нынешняя система штрафов неэффективна. Штрафы нужно ужесточать. Ранее Кирьянов называл такие цифры: за вождение в пьяном виде лицо, лишенное прав, должно будет заплатить от 100 тысяч до полумиллиона. Примет ли Государственная дума такой закон – покажет время. Кстати, по нему наказание будет нести не только водитель, но и владелец автомобиля, которым пьяный управлял по доверенности.

Однако главный ГИБДД-шник страны, похоже, побаивается общественного мнения. А оно сегодня таково: любое ужесточение норм воспринимается в штыки. С огромным трудом добилась ГИБДД закона об изъятии прав, если водитель пьян, общество долго сопротивлялось этому — а ведь после принятия закона число таких ДТП снизилось на 15 процентов! Второй пример: известная теннисистка на всю страну гордо заявляет, что нарушила правила, но за автограф ее отпустили без штрафа. Такое невозможно в цивилизованном государстве, где общество и пресса тут же осудили бы своего кумира!

Еще, считает руководитель Департамента безопасности движения МВД России, нужно увеличивать штрафы. И, если кого-то лишают прав из-за пьянства за рулем, нужно заставить этого человека раз в месяц ходить и проверять кровь на алкоголь, как это делается в Германии. "И никто не возмущается!" — позавидовал немецким полицейским Виктор Кирьянов.

Страховщики атакуют

Еще более решительно, чем МВД, настроены российские страховые компании. Андрей Кигим, президент Всероссийской ассоциации страховщиков, также выступает за ужесточение штрафов. В качестве положительного примера он привел Францию, где за отсутствие страховки полагается штраф 100 евро. Если же водитель после этого не привозит в полицию страховку в течение двух недель – 5 тысяч евро.

Скорее всего, мечты Андрея Кигима скоро начнут сбываться. И в России нарушение водителем правил будет влиять на всю его жизнь, так же, как и в цивилизованных странах. Там даже кредиты в банках нарушителям дают под более высокие проценты.

Чтобы сделать маршрутки и такси более безопасными, страховщики требуют установки на них тахографов. Тогда транспортная инспекция может проверять, как соблюдают скоростной режим водители такси и маршруток, и отбирать лицензии у тех, кто его нарушает. По мнению Андрея Кигима, если местные власти заинтересованы в безопасности движения, они добьются установки тахографов, сделав этот пункт дополнительным условием конкурса на транспортное обслуживание города.

Страховые компании кровно заинтересованы в безопасных дорогах. Сегодня, говорят страховщики, невозможно разобраться, кто отвечает за несрезанные кусты и за плохой обзор для водителя? А ведь местные власти, проводя конкурс на ремонт и строительство дорог, могут обязать дорожников срезать кусты и делать разметку. Впрочем, уже со следующего года страховые компании намерены вмешаться в этот процесс: они планируют подавать иски к организациям, строящим и эксплуатирующим дороги. То есть, если ДТП случилось из-за плохой видимости или ямы на дороге, страховщики будут требовать в судах компенсировать свои затраты у дорожных организаций.

…"Карельская Губернiя" планирует провести свое журналистское расследование: что нужно сделать в Карелии, чтобы дороги стали менее опасны. Нам интересно мнение наших читателей. Пишите по адресам: Петрозаводск, ул. Промышленная, 10 "а" или gubernia@onego.ru.