Общество Первый карельский ананас

Надежда Ермолович
№46 (546) 08.11.2006

Когда впервые видишь увлеченного чем-то человека, хочется для себя выяснить, почему он выбрал именно это хобби. Такой вопрос я задала инженеру Ларисе Дмитриевне ПеЧориной, которую в Эколого-биологическом центре Петрозаводска представили как человека, который разводит редкие растения.

— А с какой целью коллекционер что-то собирает? — ответила моя собеседница вопросом на вопрос. — Мне интересно!

Гранат на подоконнике

В Петрозаводск Лариса Печорина приехала в 1970 году, окончила здесь машиностроительный техникум и устроилась на радиозавод в конструкторское бюро. Дома она тогда разводила кактусы и фиалки, а на работе — редкие растения. Как-то с Кубы привезли ананас, и Лариса Дмитриевна из обычного хохолка заморского фрукта без всякого труда вырастила на подоконнике взрослое растение. Это был первый случай в Карелии. С тех пор опыты с растениями, которых еще ни у кого нет, стали ее увлечением. В обычной городской квартире на окошке цвел белыми цветами мирт, покрывалась красным головным убором зеленая пуансеттия с листьями редкой красоты, росли комнатный гранат, на котором зрели крошечные плоды, инжир с резными листьями, разные драцены, фикусы и низкорослые канны. Все цвело и благоухало.

Редкости из коллекции Печориных вообще-то кочуют. Как только Лариса Дмитриевна чувствует, что растение может погибнуть в ее квартире с малой освещенностью, она отправляет редкий цветок на реанимацию в оранжерею Эколого-биологического центра. Поэтому более 20 лет у нее живет лишь строманта из родного Питера. Этот роскошный экземпляр полностью опровергает все, что написано о нем у лучшего в мире специалиста по выращиванию редких растений доктора Хесайона: "Если у вас нет отапливаемого парника или террариума, не тратьте зря деньги – строманте нужно обеспечить температуру не ниже 18 градусов и высокую влажность воздуха". Может, Ларисе Печориной попался какой-то особенно живучий росток, но в сухом воздухе благоустроенного дома и при резкой смене температурного режима во время отключения отопления строманта чувствует себя великолепно и выбрасывает все новые побеги.

Дом-сад

О своих цветах Лариса Дмитриевна может рассказывать, словно о детях: как они у нее оказались, чем болели, как она их спасала. Проведем и мы небольшую экскурсию.

Все цветы, чтобы они чувствовали себя более или менее комфортно, группируются около четырех окон, а ампельные виды подвешены в кашпо на стенах. Останется или нет цветок в доме, выясняется после первой зимовки. Если он хорошо перенесет зиму, то получит постоянную прописку, а если нет – весной переезжает в оранжерею Эколого-биологического центра, где у него больше шансов выжить. Там круглый год тепло и высокая влажность воздуха.

— Я не могу видеть, как растения погибают, — говорит Лариса Дмитриевна. — Мне их становится жалко, и я их спасаю.

В оранжерее действительно много растений, которые когда-то были в коллекции Ларисы Печориной. Отсюда они распространяются по всему Петрозаводску.

Самое декоративное растение Ларисы Дмитриевны – безусловно, ятрофа. В доме у Печориных редкий вид. У него листья, словно вырезанные искусной рукой из бумаги снежинки на Новый год. Стебель всю зиму остается голым, но по весне вырастают новые побеги. Если бы было чуть больше света, ятрофа набрала бы цвет. Но даже и без цветов от нее не оторвать глаз. Тенелюбивое растение весьма неприхотливо и зимой почти не требует полива.

Аспидистра с белыми полосами на крупном листе растет медленно, у нее прибавляется всего по листу в год, но зато она может служить украшением любой коллекции, как, впрочем, и монстера, у которой половина листа – белая. Сюда же относятся пестролистный клеродендрон, полисциас, выращенная с черенка драцена Готсифа, три вида калатеи, маранта триколор, оксалис, напоминающий бордовую с малиновым бабочку.

Одно из главных мест в доме занимает бокарнея, или слоновья нога. Из-за недостатка места сингониумы с крупными листьями перекочевали в оранжерею. Есть семь видов миниатюрных фиалок. Впрочем, одна – сорта "марс" — впечатляет своими размерами. У нее махровый цветок цвета вишни раза в четыре больше самой крупной фиалки. В этом году красиво цвела пассифлора (на снимке).

Растет и цветет в доме орхидея Коланта, а рядом растения, которых многие цветоводы никогда не встречали даже в специализированных магазинах: сидирасис (родственник традесканции), глариоза с цепляющимися листьями, муррайя из рода цитрусовых, угандийский клеродендрон с голубыми цветками. Всех редкостей и не перечислить.

Питомцы

Каждое утро начинается у Ларисы Дмитриевны с осмотра домашней оранжереи. Свободное время она посвящает в основном уходу за цветами. Если растение чахнет, осматривает его корни и листья, заменяет землю, переставляет горшок на другое место. Пользуется она либо специализированной землей, либо универсальной терравита, добавляет кокосовое волокно.

Круг интересов Ларисы Дмитриевны не ограничивается цветами. Вместе с дочерью Ольгой и внуком Веней они держат в доме много всякой живности. В спальне о чем-то разговаривает сам с собой попугай Гоша, в аквариуме живут рыбки, в другом – тритон, в третьем – десятисантиметровые жуки-палочники, словно сложенные из зеленых палочек. Игривая и компанейская красавица Соня породы китайская хохлатая на собачьем конкурсе красоты в этом году была второй. В гостиной спит, приклонив большую голову на лапы, грозный на вид, а на самом деле добрейший бульмастив Буся.

Так и живет в окружении цветов и животных семья Печориных.