
На прокуратуру возлагается расследование особо тяжких уголовных дел: убийства, изнасилования, бандитизм. Но кто и чем занимается в этом учреждении, доподлинно известно далеко не всем. Сериалы – вот откуда население черпает основную информацию о работе следователей прокуратуры. Сами же прокурорские работники подобные фильмы не смотрят и считают, что сериалы типа "Тайны следствия" — "полная ерунда", не соответствующая действительности. В чем именно нас обманывают телевизионщики, мы выяснили у следователей Петрозаводской прокуратуры в канун их профессионального праздника.
На самом деле он такой...
Мы предложили следователям ответить на ряд простых вопросов о том, какие они есть на самом деле. И вот что из этого получилось.
Знакомьтесь! Следователь Петрозаводской прокуратуры – это мужчина лет двадцати пяти, женатый, с детьми и 42 размером ноги. Его рост около 178 сантиметров. Он весит примерно 80 килограммов, не любит смотреть сериалы и почти ничего не боится. Убивать ему приходилось только в компьютерных играх, потому и кошмары по ночам не снятся. Он хочет дослужиться до генерального прокурора России, а пока доволен и работой следователя городской прокуратуры, что, кстати, на сегодняшний день считает главным достижением в жизни. В школе был хорошистом или отличником. Имеет высшее юридическое образование, в совершенстве владеет русским языком, немного знает английский, немецкий, пробует освоить арабский и китайский языки. У него совершенно нет свободного времени и всего один выходной в неделю, поэтому питается следователь один-два раза в день, отчего практически всеяден. Любит мясо, супы, форель, пряники, чай и пюре, а также все, что есть в холодильнике. Не помнит, где познакомился с супругой, зато каждый свободный час стремится провести с семьей. Занимается спортом, любит рыбалку, охоту и компьютеры. Дома обычно ходит в футболке, спортивных брюках и босой. Он раньше переходил дорогу на красный свет, теперь Правил не нарушает и много читает, в основном — Уголовный кодекс России. Чуть меньше — философскую, религиозную, художественную и историческую литературу. О своих мечтах особо не распространяется. Стремится построить дом, родить сына, когда-нибудь отдохнуть, выспаться и посетить Гран-при "Формулы-1" Германии.
Миф или реальность?
Из кино мы знаем, что…
* следователи все преступления раскрывают вместе.
И да, и нет! Всего следователей в городской прокуратуре тринадцать. Если следственных действий много, например, нужно допросить сто человек, по делу могут работать всем коллективом, а если один подозреваемый да один свидетель, такое дело можно и в одиночку осилить.
* Преступления раскрываются за пару дней.
Это только в кино следователь ходит, заложив руки за спину, и запросто раскрывает преступление, "вычисляя виновного". А в жизни он – "коллекционер" бумаг, и не по одному делу, а по пяти-шести одновременно. В каждом томе уголовного дела 250 страниц, а томов может быть и два, и пять, и пятнадцать. И все это следователь должен сам добыть, написать и напечатать.
* Все дела в прокуратуре шиты белыми нитками.
Это правда! Толстенные тома уголовных дел на скрепки не посадишь, и их, как книги в древние времена, сшивают нитками. Правда, не обязательно белыми. Можно и черными воспользоваться. Следователи Петрозаводской прокуратуры вообще сшивают дела так, что ниток в деле практически не видно.
* Успех общей операции обычно присваивает себе один человек.
Ложь, утверждают следователи. Говорят, если в раскрытии тяжелого дела принимали участие несколько человек, поощряются все участники следствия, а не тот, кто докладывал начальству об его успешном завершении. Да и мало раскрыть преступление. Чтобы за следственную работу похвалили, предполагаемого преступника должны осудить. Если же подозреваемого оправдают, значит, следователь не доработал.
* Среди следователей есть гений.
Из сериалов мы знаем, что в каждой прокуратуре есть один гениальный мыслитель, который раскрывает сложнейшие дела. Остальные же просто не мешают ему думать. Если верить следователям Петрозаводской прокуратуры, это – киношный миф. На самом деле мыслить умеют все. Правда, есть те, на кого равняются. Это начальник следственной части прокуратуры Сергей Горюнов, прокурор города Василий Костин и бывший прокурор Петрозаводска Артур Парфенчиков.
— У Артура Олеговича был нестандартный подход к любым ситуациям, — говорит старший помощник прокурора города Трофим Исаев. — Взять хотя бы дело о поджогах магазинов "Бытовая техника". Мы долго думали, как подойти к людям, которые подожгли магазин на улице Мерецкова. Мы предполагали, кто это мог сделать, но доказательств было недостаточно. Тогда Артур Олегович говорит: "А давайте попробуем их доставить в прокуратуру и просто побеседовать. Вдруг повезет". Так и сделали. Людей привезли в прокуратуру, и они в процессе разговора все сознались в преступлении, написали явки с повинной. Интуиция – очень важный момент в работе следователя.
* В прокуратуре есть зеркальная комната.
Неправда! Зеркальной комнаты нет. Зато есть комната для проведения опознаний с тонированным окном. Через него не видно человека, который находится за стенкой и опознает преступника, зато потерпевший видит всех, кто находится в этой комнате.
* У них повсюду "народные информаторы".
Об этом следователи умалчивают…
* Они сидят в засаде.
Неправда! Это только в кино следователь сидит в засаде и резво бегает за бандитами. На самом деле большая часть работы проходит в кабинетах. С самого утра – допросы свидетелей и кипы бумаг. Их работа – найти доказательства причастности человека к преступлению и закрепить их. Сидеть в засаде – работа оперативников.
* Ловят на живца.
Не ловят! Да и нет, говорят следователи прокуратуры, на территории Петрозаводска таких нераскрытых серийных преступлений, для которых бы пришлось использовать этот метод.
* "Злой следователь – добрый следователь".
Знакомая байка из фильмов о работе следователей со свидетелями. "Злой" угрожает и запугивает, потом приходит "добрый", успокаивает, и подозреваемый "ломается". Подобное в Петрозаводской прокуратуре используется, но нечасто. Просто, когда у одного следователя не получается найти общий язык с подозреваемым, к нему отправляется другой следователь. Причем роли у них не расписаны. Все зависит от ситуации.
Бывало и такое...

Трофим Исаев, старший помощник прокурора города:
— Однажды после одного разбойного нападения мы искали пистолет. Вдруг жительница одного из домов на Октябрьском проспекте сообщает оперуполномоченному, что у соседей сверху протекает унитаз. Это оказывается как раз та квартира, где мы уже провели обыск. А вдруг пистолет спрятан в унитазе?! Мы решаем обыскать квартиру повторно. Времени уже около полуночи. Мы звоним по объявлению какому-то сантехнику, уговариваем его поехать с нами, мужчина соглашается. Однако снять унитаз не получается. Оказалось, он огромными проржавевшими болтами приварен к полу. Тогда сантехник предлагает пилить их болгаркой. Мы понимаем, что, если мы уйдем, пистолет может исчезнуть, и соглашаемся. Разбудили весь дом, но унитаз сняли. Подняли его, начали трясти и слышим – внутри металлический звон. Мы решили: "Вот она – удача! Вот пистолет, с которым было совершено разбойное нападение!" А конструкция унитаза такова, что там совершенно кривое колено, и снять содержимое не получалось. Тогда мы принимаем единственно верное решение – колоть унитаз. Я даю команду. Унитаз колют. И из него вылетает женский тампон с пятирублевой монетой, которая и стучала о бока этого унитаза.

Валерий Бакун, следователь по особо важным делам:
— В прошлом году был курьезный случай. Мы подозревали одного 14-летнего подростка в совершении изнасилования, повлекшего смерть. Дело нужно было направлять в суд, а мы не знали, где подозреваемый. Этого парня искали всем городом. Но оперативными мерами найти его не удалось. Накануне все выходные я сам его искал, посещал разные притоны, но тщетно. А в понедельник прихожу на работу, выхожу на крыльцо покурить и вижу: мимо прокуратуры идет компания ребят, а среди них – этот молодой человек. Не веря своим глазам, я его окликнул: "Саша…". Он подошел ко мне, и я его задержал.
Еще был случай: человек совершил преступление, выпил, вызвал милицию и лег спать. Когда мы приехали, он мирно спал на диване, а рядом лежал труп.
А однажды мы раскрыли жестокое убийство благодаря тому, что преступник потерял мобильный телефон на месте преступления.

Алексей Годоев, старший следователь:
— Произошло убийство. Кто его совершил, мы не знали. Начали расследование. А через несколько дней в прокуратуру приходит бомж и говорит: "Это я убил, посадите меня в тюрьму, пожалуйста, мне жить негде". Мы проверили его слова. Оказалось, он действительно виновен. Дали ему бумагу для явки с повинной, в которой он так и написал, что хочет в тюрьму.
Денис Ощепков, старший следователь:
— В ноябре в районе улицы Станционной был обнаружен труп неизвестного мужчины без определенного места жительства. Мы привлекли к осмотру двух местных бичей, но ни личности погибшего, ни подозреваемых установить не удалось. После осмотра места преступления этих людей доставили в отдел и всю ночь с ними беседовали. Они настаивали, что ничего не знают. Наутро их освободили, а днем снова пригласили на осмотр места происшествия. Следователь невзначай завел с ними разговор, просто как с жителями района, а они между прочим взяли и рассказали ему, кто и как совершил это преступление.