
Жилищные перипетии
Супруги Алла и Юрий Калины долгое время жили в Петрозаводске. Потом они развелись. В конце 80-х годов Алла с ребенком уехала на заработки в город Апатиты. Чтобы на новом месте было где жить, продали карельскую квартиру. Потом Алла с мужем помирились, и он переехал к ним в Апатиты. Родился второй ребенок. У мальчика церебральный паралич и тугоухость, и врачи признали его инвалидом.
Спустя несколько лет семья Калиных решила вернуться в Карелию. Первым в Петрозаводск приехал глава семейства. Алла уговорила маму прописать его в своей двухкомнатной благоустроенной квартире на Птицефабрике. Женщина согласилась, ведь она давно собиралась переехать к новому мужу и оставить жилплощадь дочери. Поэтому, прописав в квартире бывшего зятя, сама оттуда выписалась и уехала. Потом в Петрозаводск переехали дети Калиных. Сама Алла на две недели задержалась в Апатитах, чтобы продать там квартиру. На вырученные деньги Калины хотели построить дом.
Пока женщина заканчивала дела на чужбине, Юрий не терял времени даром и приватизировал квартиру ее матери на себя. Тогда этот факт женщину не встревожил. Отношения с мужем были прекрасные. Мужчина прописал Аллу с детьми в приватизированной им квартире. О том, что через десять лет из-за этой оплошности она и ее ребенок-инвалид фактически станут бомжами, Алла не могла и подумать.
Счастливая семейная жизнь закончилась, когда Юрий Калин сильно запил.
— Он пропил все, что у нас было, — рассказывает Алла. — Все наше хозяйство, машину, стройматериалы, купленные на деньги от продажи квартиры в Апатитах!
А потом мужчину посадили.
"Довесок" к квартире
Четыре года назад Юрий освободился из колонии, но в семью не вернулся. Долгое время ни Алла, ни дети его не видели. Но однажды на пороге появилась незнакомая женщина и сообщила, что она – новая хозяйка их квартиры. Оказалось, Юрий продал квартиру. При этом Алла с детьми, женой старшего сына и внучкой продолжали в ней жить.
Женщина, купившая жилье Калиных, прекрасно знала, что приобрела его вместе с людьми. Но, по всей видимости, ее это не смущало. Она сказала, что собирается въехать на новую жилплощадь со своей дочерью, и потребовала, чтобы Алла и ее дети забирали вещи и уходили. Куда? Вестимо – на улицу. У жены старшего сына в Петрозаводске живут родители, и они не оставят дочь с семьей на улице. А вот Алле и ее младшему сыну-инвалиду помощи искать негде.
— Я пыталась объяснить новой хозяйке квартиры, что нам некуда идти, — говорит Алла. — Я предлагала ей жить вместе, раз уж она купила квартиру вместе с нами.
Женщина, естественно, отказалась. Она подала в суд на выселение, однако вскоре перестала приходить на судебные заседания.
Калины только собирались спокойно вздохнуть, когда выяснилось: владелица квартиры не сжалилась, а перепродала жилплощадь. Разумеется, вместе с ними. Новый хозяин тоже решил избавиться от Калиных через суд.
Инвалида – на улицу
В конце ноября Петрозаводский суд принял вроде бы и законное, но абсолютно бесчеловечное решение: выселить семью Калиных из квартиры!
Прежний Жилищный кодекс гласил: "Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу НЕ является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника". В последней редакции ЖК частица НЕ отсутствует. Именно из-за этого, казалось бы, незначительного изменения в законодательстве новая владелица квартиры и появилась на пороге дома Калиных. Женщина, как выяснилось позже, занималась куплей-продажей квартир и прекрасно понимала: купив квартиру с прописанными людьми, она сможет избавиться от них законным способом. Понимал это и тот человек (тоже, кстати, риэлтор), которому она перепродавала проблемное жилье. Из-за "проблемы" в виде Аллы и ее детей последний владелец заплатил за квартиру всего 280 тысяч рублей при ее реальной стоимости больше миллиона. Выгода от сделки оказалась слишком велика, чтобы задумываться о людях.
Другой вопрос: как мог муж Аллы Калиной так поступить со своей женой и детьми? Его родные уверены, что мужчина попал в финансовую зависимость к цыганам (именно они выступали посредниками в этом деле) и его вынудили подписать договор на продажу квартиры. Сам отец семейства эту версию на суде опроверг. Он утверждал, что продал квартиру добровольно, получил за нее другое жилье и деньги, на которые потом купил себе машину. Однако машина, про которую говорил мужчина, по сей день стоит во дворе все тех же цыган, а живет он где придется.
Все законно
— Аллу можно пожурить за то, что в свое время, не успев прописаться сама, она прописала в квартиру своей матери бывшего мужа, — говорит юрист Александр Пономарев, представитель младшего сына Калиных в суде. — Но за что на улицу отправляют инвалида, я не понимаю. Когда Юрий Калин приватизировал квартиру, его несовершеннолетние на тот момент дети уже жили с ним и должны были тоже участвовать в приватизации.
Для правосудия эта деталь оказалась незначительной. Суд признал законными и приватизацию, и сделку купли-продажи квартиры. Непонятно только, в чем виноват ребенок-инвалид. В том, что папа однажды нарушил его права, а мама вовремя не заступилась? Из-за своего недуга ему сложно устроиться на работу, а зарплаты матери едва ли хватит на то, чтобы снимать хотя бы крохотную комнатушку.
Что интересно, первое судебное заседание по выселению семьи Калиных из квартиры проходило в День защиты детей, второе – в День защиты прав инвалидов. Но это удивительное совпадение не помешало суду лишить ребенка-инвалида крыши над головой.
— Я не знаю, куда идти, — плачет Алла. — Жить нам негде.
Александр Пономарев написал жалобу на решение Петрозаводского суда в Верховный суд республики.
— Ситуация непростая, — говорит юрист. — Боюсь, не стала бы она распространенной. Если Верховный суд с нами согласится, риэлторы перестанут покупать квартиры с людьми, а потом выпинывать их на улицу. А если не согласится...