Общество Калифорния против Карелии

Губерния
№6 (559) 07.02.2007

"Калифорния против Карелии" — это спецпроект "Карельской Губернiи". Мы решили взять несколько, казалось бы, всем известных тем и рассмотреть их под непривычным углом. А именно: чем конкретно жизнь в Калифорнии отличается от жизни в Карелии?

За американскую половину спецпроекта отвечает наш журналист Александр Фукс, который почти треть года проводит с родственниками в Лос-Анджелесе. Карелию же в "битве" представляет Наталья Зайцева.

Второй темой для сравнения стал личный транспорт.

КАЛИФОРНИЯ

В одном только Лос-Анджелесе на 15 миллионов населения приходится около 13 миллионов машин. Но при этом город не задыхается в пробках. Отчасти это вызвано качеством дорог, отчасти – грамотными правилами. Еще одной причиной, безусловно, являются фривэи.

Гениальное изобретение

Фривэи – гениальное изобретение человечества. Это сеть скоростных шоссе, опутывающих всю Америку. По ним можно переезжать из штата в штат, но, главное, они пронизывают мегаполисы, разгружая улицы от основного потока машин. Начали их строить во времена Великой американской депрессии, обеспечив работой сразу несметное количество человек и заодно надолго решив основную транспортную задачу. Ни светофоров, ни пешеходов. Разрешенная скорость – 65 миль (110 километров) в час. Пять-шесть полос в одну сторону и столько же в другую. Огорожены они друг от друга бетонным бордюром, а то и целым забором. В среднем каждую милю оборудован выход на обычную городскую дорогу. Здоровенные зеленые щиты предупреждают о том, какое расстояние осталось до ближайших трех выходов. Время от времени встречаются электронные табло, сообщающие об ожидаемых впереди пробках.

Но не дай вам бог заглохнуть посреди фривэя. Выходить из машины смертельно опасно. Нужно сидеть и ждать, когда вас заметят полицейские. У меня однажды лопнула шина, как раз когда я ехал в крайней левой полосе. Я тогда не придумал ничего лучше, как с группой проезжавших мимо сердобольных мексиканцев поменять колесо прямо посреди просвистывающих мимо машин. В итоге три наряда полиции явились минут через пять, мексиканцев прогнали, движение остановили, дотащили мою колымагу до выхода и потом даже показали, как устанавливать мой допотопный домкрат.

Бутылками по капоту

Что касается обычных городских дорог, то, несмотря на огромное количество машин, в Америке водить несравнимо легче и безопаснее, чем у нас. Почти все пользуются машинами с автоматическими коробками передач. Все, что нужно, это две педали и одна нога. Никакого тебе сцепления, никаких лихорадочных подергиваний за рычаг. Катись себе, как в луна-парке и руль двумя пальцами придерживай. Каждый двигается строго в своем ряду. Хочешь обогнать – перестройся. Дороги, как правило, двух-, а то и трехрядные. Лишь совсем периферийные и маленькие улочки состоят из одного ряда. Но тогда уж все терпят и едут в затылок друг дружке. Никаких протискиваний между машинами, никаких расчетов "на глазок", и на полосы встречного движения никто не выскакивает. То же и на загородных дорогах. Для осторожных, громоздких грузовиков на узких и кривых горных дорожках предусмотрены специальные "карманы", куда они съезжают каждые несколько миль, пропуская скопившиеся сзади легковухи. Русская лихость, бессмысленная и беспощадная, здесь не в чести. Местные ГАИшники догоняют нарушителя на мотоциклах и восьмицилиндровых "Фордах".

В Штатах никому нет дела до того, как выглядит ваша машина. Она может быть бита, мята и двадцать раз стукнута – лишь бы фары горели, мотор работал, и еще раз в год надо проверять, не сильно ли "старушка" загрязняет воздух. В общем, красота и благолепие. Правда, отклонение от нормы воспринимается здесь чрезвычайно болезненно. Любое "подрезание" до того выводит из себя привыкших к порядку автовладельцев, что порой дело заканчивается пальбой.

Фальшивые жертвы

Около десяти лет назад в Америке ввели обязательное автострахование. Страховка бывает двух основных видов. Так называемая односторонняя (Liability), которая, если виноватым в ДТП будете признаны вы, компенсирует ущерб потерпевшей стороне, свою же машину вам придется чинить самостоятельно. Такая страховка обходится примерно в 600 долларов год. Второй вид страховки – двусторонний (Full coverage). Она обходится автовладельцу в среднем в 900 или в 1000 долларов годовых. Естественно, эта сумма может колебаться в зависимости от того, сколько аварий вы совершили, в каком районе вы живете и сколько вам лет (юные водители должны платить больше). Интересно также, что основные деньги страховые компании, как правило, выплачивали не на ремонт автомобиля, а на лечение пострадавших в аварии людей. Возникла даже целая индустрия по выкачиванию денег из страховщиков. Даже после несильного удара человек спешил к адвокату, который направлял его к своему знакомому доктору, а тот уже выписывал мнимой жертве ДТП лечение по полной программе. В итоге страховые компании выплачивали несколько сот долларов за помятый бампер да разбитую фару, и еще тысяч 9-10 они отдавали за медицину. Деньги потом честно делились между водителем, врачом и адвокатом.

Дешево и спокойно

Для того чтобы получить американские водительские права, вовсе не нужно месяцами посещать автошколу. Достаточно просто сдать теорию и вождение. При этом теоретические вопросы общедоступны, и подготовить ответы на них можно дня за два, не выходя из дому. Знаки сдавать и вовсе не нужно, так как в Штатах все дорожные знаки снизу дублируются словами. А водить вы можете учиться с имеющим права другом или родственником. Некоторые все-таки нанимают учителя. Водитель из автошколы может стоить долларов 15 в час. Я же в свое время взял шесть уроков у русского иммигранта Владимира, который гордо называл себя Володя-драйвер и за урок брал всего "червонец". Сам же экзамен стоил в те времена 12 долларов. И за эти деньги мы могли по три раза пытать счастья и на теории, и на вождении. В случае неудачи нужно было вновь раскошелиться на эту смешную сумму. Единственные, кому необходимо посещать школу, это подростки от 16 до 18 лет. Они должны прослушать 6 часов теории и проездить 8 часов практики. После чего могут сдавать экзамен на общих основаниях. И ведь, несмотря на всю эту кажущуюся халяву, аварий в Штатах происходит меньше, чем в России.

КАРЕЛИЯ

Автомобилистам, а их, по данным ГИБДД Карелии, у нас довольно много – на трех жителей республики приходится один автомобиль, следующий текст можно вообще не читать. Поскольку наверняка водители транспортных средств знают все нижеизложенное не хуже, а, скорее всего, лучше меня.

Цены

Для того чтобы оценить размах торгового оборота автомобилей в Карелии, достаточно открыть любую газету бесплатных объявлений и увидеть бесконечные ряды предложений. Автомобиль давно уже не роскошь – за 1000 долларов можно приобрести вполне пригодное для езды транспортное средство. Для тех, у кого требования высоки, а денег немного, существует столь популярный в последнее время кредит. Соответственно, самыми распространенными иномарками в Карелии являются те, что можно купить в местных автосалонах в кредит – это автомобили Mitsubishi, Nissan, Renault. Такие стоят от 15000 до 60000 долларов.

Обучение в автошколе стоит от 7500 рублей и выше. Впрочем, экзамен на водительские категории "А" и "Б" можно сдать и не обучаясь в автошколе, но такие случаи редки.

Содержание автомобиля, по приблизительным оценкам опрошенных мною автовладельцев, обходится примерно в 150 рублей в день. Это – включая ремонт и исключая страховку, которую необходимо продлевать раз в год.

Страховка

У каждого автомобилиста на руках должен быть договор об обязательном страховании автогражданской ответственности – ОСАГО. ОСАГО – гарантия того, что любое повреждение автомобиля в аварии – по чьей бы вине она ни произошла – будет оплачено страховой компанией. Стоимость полиса ОСАГО зависит от многих факторов: это и характеристики автомобиля, и даже возраст и стаж самого водителя. Редко когда ОСАГО стоит меньше тысячи рублей. Если автомобиль дорогой и вы боитесь угона, то стоит приобрести полис "КАСКО" — добровольная страховка угона и повреждений. Здесь придется выложить большую сумму – примерно 10 процентов от стоимости самой машины. Зато в случае угона страховая компания выплачивает полную стоимость угона.

Дороги

Если большинство московских автолюбителей самой большой проблемой на дорогах называют хамство, то в Карелии чаще всего сетуют на плохое состояние самих дорог. В республиканском Министерстве строительства нам сообщили, что в Карелии принята программа развития дорожного хозяйства, согласно которой к 2015 году в республике будет ремонтироваться 400 километров дорожного полотна в год. Для сравнения: в прошлом году в Карелии было отремонтировано лишь 50 километров дорог. Всего на ремонт и строительство дорог за восемь лет планируется потратить 10 миллиардов рублей. Однако когда программа разрабатывалась, она не была рассчитана на то, что 50 процентов всех дорог республики в этом году передадут в муниципальную собственность. Так что будущее карельских дорог остается туманным.

Содержание дорог зимой также вызывает нарекания. В крупных городах России от пескосоляной смеси, которой предохраняли трассы от замерзания, уже отказались. Вместо нее применяют особый, маслянистый на вид реагент, содержащий соль. Он обходится дешевле, чем песок с солью, и грязи от него меньше, поэтому власти Карелии решили вскорости начать поливать таким рассолом и карельские дороги (начнут с мурманской трассы). Но для этого нужно закупить соответствующее оборудование и установить метеостанции, которые будут замерять температуру асфальта. Поэтому этой зимой придется, как и раньше, смывать с автомобиля пескосоляную грязь.

Экология

Ассоциация зеленых Карелии провела исследования и выяснила, что автомобили серьезно вредят здоровью жителей Карелии. По годичным кольцам сосен они наблюдали, как увеличивалось количество свинца в воздухе в предыдущие годы. Свинец содержится в этилированном бензине, который в России запретили лишь в 2003 году. Карельские зеленые утверждают, что некачественный, фальсифицированный бензин со свинцом попадает в Карелию и сейчас: по их данным, в стране его до 25 процентов, а на Северо-Западе – до 40.

Кроме того, особенно вредят природе и человеку старые дешевые машины, не соответствующие стандарту "Евро-2". В России уже введен этот стандарт, но он касается только ввоза автомобилей в страну. Старые советские автомобили, не соответствующие данному стандарту, продолжают ездить по нашим дорогам и загрязнять воздух.

Ассоциация зеленых также пытается обратить внимание местных властей на избыток машин в Петрозаводске. Пробки на центральных улицах города днем стали уже обычным явлением. В год права получают примерно 10000 человек. Такое же количество людей, согласно данным клуба любителей велопутешествий "Колесо", изъявляет желание передвигаться по городу на велосипеде. В этом году в городской администрации будет обсуждаться генеральный план Петрозаводска. Зеленые внесли предложение о реконструкции и строительстве велосипедных дорожек и стоянок в городе.