Общество Дорогие наши старики

Надежда Меккиева
№6 (559) 07.02.2007

Дожить до 85? Ну это смотря где! Скажем, в Японии пожилые люди легко достигают данной возрастной отметки и переваливают через нее, оставаясь в полном здравии. Не грех пожить при их-то экономике. В условиях российской действительности празднование 85-летия сродни подвигу. Да и отношение к старикам в нашей стране вовсе не располагает к долголетию. О секретах "вечной молодости" мы узнали у карельских долгожителей.

От печали до радости

Жизнь Ольги Антоновны Винушиной совсем не благоприятствовала достижению почтенного возраста. Правда, мама и многие сестры прожили более 90 лет.

Ольга Антоновна родилась в большой деревенской семье, в которой было 19 детей. "Я по счету то ли пятнадцатая, то ли шестнадцатая", — запамятовала уже юбилярша. Да и многие имена братьев и сестер стерлись из памяти. Отец умер рано, оставив на мать семь малолетних ребят. Пришлось старшим детям, уже отделившимся в собственные семьи, помогать выжить.

Детские годы Леля провела в семье старшей сестры. Каждый день девочка ходила в школу, расположенную в трех километрах от дома. Ольга Антоновна – из поколения детей, которые учились писать на газетной бумаге, между строк, делили один учебник на двоих-троих. "Учиться- то нравилось, да работы было много у сестры", — вздыхает Ольга Антоновна. Леле приходилось ухаживать за домашним скотом, следить за огородом, готовить, убирать, нянчить двоих племянниц. Семь классов закончить удалось, а профессионального образования так и не получила. После школы работала в школьной библиотеке, затем весовщиком на спиртзаводе.

А потом была война. Воевала Ольга в особом батальоне под аббревиатурой ВНОС, в ведении которого было наблюдение "за воздухом". Задача девушек – передавать сведения о перемещении вражеских самолетов в районе наблюдаемого объекта. Не раз оказывались в окружении, приходилось и стрелять во врага, и убегать под пулями. Однажды девушка была тяжело ранена в ногу, полгода провела в госпитале. Страшных воспоминаний о войне осталось много…

После войны собиралась у них дома молодежь, пели под гитару. И зачастил к ним паренек-фронтовик, Оля думала, что ходит он к сестре, а оказалось – к ней. 20 лет уже прошло со смерти любимого мужа Василия. Вместе они вырастили и дали образование двум дочкам. Ольга Антоновна гордится, что у дочерей и у всех внуков высшее образование. Сейчас подрастают пятеро правнучек, всех нянчила Ольга Антоновна, успевая при этом еще и работать. На отдых она вышла только в 73 года. Дети, внуки помогают во всем, приезжают по первому зову. Счастливые лица на фотографиях, неподдельное тепло в голосе Ольги Антоновны при рассказе о своей семье – тому свидетельство. Никаких секретов долголетия, говорит, нет. Всю жизнь работала, себя не берегла. Да и сейчас не сидится на месте, хотя здоровье уже подводит. Потихоньку вяжет, шьет… и раздаривает плоды своей работы. "Связано с душою", — думалось о теплых носочках, перекочевавших ко мне в сумку, несмотря на робкие протесты.

Доживу и до ста!

Испытываешь неподдельный трепет, находясь рядом с человеком, который старше тебя на 65 лет! Хотя, глядя на Степана Степановича Смирнова, не верится, что перед тобой почти ровесник века. Всем бы нам так выглядеть в таком возрасте!

После школы Степан Степанович работал в леспромхозе, куда пошел по примеру старших братьев и сестер. На войне в составе зенитчиков тридцать третьего дивизиона он защищал северные границы Карелии от вражеских самолетов. Позже сын Алексей, по профессии геолог, находясь на полевых работах, посетил огневые позиции своего отца.

После победы Степан Смирнов служил в охране штаба Жукова в Ландсберге, откуда в 1947 году демобилизовался. Отдыхать было некогда, устроился Степан в Ладвинский леспромхоз и прошел путь от простого рабочего до мастера. Там и встретил свою любовь Евгению. В конце 50-х семья, в которой уже подрастал сын Алексей, переехала в Петрозаводск. Степан Степанович пришел на Петрозаводский ДОК, возглавил бригаду. Бригада Смирнова одна из первых стала работать "на общий котел": что заработал, то и получил, в то время подобной практики еще не было. На ДОКе к медалям и орденам военных лет добавилась медаль "Ветеран труда".

Сейчас Степан Степанович на пенсии. Нет, к сожалению, уже рядом верной подруги жизни Женечки. Но дедушка окружен необычайной заботой в семье сына. На здоровье не жалуется, в доме не водится никаких лекарств, кроме аспирина. У Степана Степановича уже четыре правнука. Самой младшей – одна неделя. Когда вся семья собирается за праздничным столом, дедушка, глядя на правнуков, часто говорит с молодецкой удалью: "До ста лет я точно доживу!".

"Нас все меньше…"

К сожалению, людей с обеспеченной и благополучной старостью в нашей республике немного. В редакцию "Карельской Губернiи" постоянно обращаются обделенные старики. "Считаю, что все дети ВОВ с 1942-го по 1945 год рождения включительно должны получать одинаковую добавку к пенсии за войну, что и воевавшие, — пишет 70-летняя пенсионерка. – Нас становится все меньше и меньше. Очень хочется справедливости от правительства…". И подобных криков души – множество.

Говорят, уровень цивилизованности общества определяется его отношением к старикам... Выводы делайте сами.