Спорт и отдых Антипов привык побеждать

Наталья ВИТИВА
№6 (559) 07.02.2007

Три недели назад чемпион мира по самбо 2003 года, заслуженный мастер спорта Максим Антипов сменил спортивную форму на элегантный деловой костюм. Новая должность – председателя Госкомитета по спорту и делам молодежи – обязывает выглядеть солидно. Но стал ли большой спортсмен большим чиновником? Чем он сейчас живет, о чем думает? Не жалеет ли уже наш чемпион о том, что променял борцовский ковер на председательское кресло? Об этом и многом другом Максим Антипов рассказал "Карельской Губернiи".

Лазутина – хорошо, но свой чемпион – лучше

— Максим Леонидович, насколько известно, в списке претендентов на пост главы Комитета по спорту и делам молодежи было несколько кандидатур. В том числе известных карельских спортсменов, которые сейчас не живут в республике. Как вы думаете, Лариса Лазутина могла бы отвечать за карельский спорт?

— Лариса Лазутина – величайший спортсмен. Авторитет у нее громадный. И она, конечно же, справилась бы с работой в комитете. Но выбор пал на меня. И это, наверное, логично. Думаю, те люди, которые всю жизнь прожили в Карелии и состоялись здесь как спортсмены, лучше знают, чем болеет наш спорт. А мне никогда не было безразлично то, что происходит в республике – не только в самбо и в дзюдо, но и во всем карельском спорте.

— Вы ни секунды не раздумывали над предложением главы республики, сразу дали положительный ответ?

— Сразу все не бывает. Я уже работал как руководитель в спортивной школе, был президентом федерации самбо и дзюдо. И где-то на перспективу планировал когда-нибудь поработать в государственном комитете. Не думал, что буду председателем, рассчитывал на должность зама или начальника какого-то отдела. Но когда перед новым годом в СМИ появилась информация о вакантной должности председателя комитета, мои соратники заговорили о том, что, может, стоит предложить мою кандидатуру. Они были готовы меня поддержать. И я внутренне ждал, что эту должность предложат именно мне. Стал планировать, как построю свой разговор с главой республики и чем займусь в первую очередь, приняв предложение. Так что возглавил карельский спорт я вполне обдуманно. Знаю, какие проблемы в спорте сегодня существуют. Я полжизни в спорте. За эти годы сменилось много руководителей, произошло много изменений в политической и экономической ситуации в стране. Времена перестройки были труднейшими. Тогда я тренировался два раза в день: утром и вечером. А днем работал как тренер с детьми и учился заочно в педагогическом институте. Такой жизненный ритм не давал мне года три-четыре стать чемпионом России. Но если бы время повернуть вспять, я бы, наверное, ничего не менял в своей жизни. Спортсмены, которые только тренировались, после окончания своей карьеры становились в нашей стране невостребованными. Поэтому я благодарен своему тренеру Илье Шегельману за то, что он заставлял меня работать. Хотя многие его критиковали в то время: мол, почему не освободите Максима от занятий с детьми? На что Илья Романович отвечал: "Платите ему деньги, освобожу. А так пусть зарабатывает себе на жизнь". И этот опыт работы в школе мне сегодня очень помогает в комитете, хотя, конечно, масштабы не те.

— А не жалко было уходить из детской спортивной школы, где осталось так много ваших учеников?

— Конечно, было грустно оставлять ребят. Сейчас идет смена поколения в нашем виде спорта. Уверен, в ближайшее время ребята покажут неплохие результаты. Но я ушел, не просто махнув на все рукой. Оставил после себя замечательный тренерский корпус, который создали я и Илья Шегельман. Причем Илья Романович сразу сказал: "Максим, ничего не бойся, я остаюсь". Хотя в последние годы он потихоньку передавал мне свои полномочия тренера сборной команды республики. Мои коллеги по школе считают, что, находясь на посту председателя Госкомспорта, я смогу многое сделать и для нашего вида спорта. Но не думайте, что я буду лоббировать только дзюдо и самбо. Я болею за весь карельский спорт. Люблю нашу республику и хочу, чтобы спорт здесь был на высоком уровне. Поэтому-то я никуда не уехал из Карелии, мне не раз поступали очень неплохие предложения.

Спорт ждет инвесторов

— В течение этих трех недель застать вас свободным было практически невозможно. Над чем же вы сейчас так активно работаете?

— Первоочередная задача – провести мониторинг всей ситуации со спортом и молодежью в республике. Для этого я собирал федерации различных видов спорта. Опираться в своей работе я буду прежде всего на них. И если мы с ними не разработаем стратегию развития массового спорта и спорта высших достижений, то деятельность комитета будет непродуктивной и бесперспективной.

Кроме того, я собираюсь посетить каждый район республики, чтобы уже на местах определить болевые точки. Когда я буду знать общую картину, поставлю цели и начну их выполнять. Делать все это нужно быстро.

— Говорят, что вы собираетесь возродить спортивные общества…

— Все новое – это хорошо забытое старое. ДСО "Буревестник", "Динамо", Клуб армии, "Трудовые резервы", "Локомотив" когда-то замечательно работали. И сегодня мы должны вернуться к этой системе. Например, Петрозаводск – студенческий город. Если всех ребят организовать под патронажем "Буревестника" и ежегодно проводить республиканскую универсиаду, Карелия откроет для себя многих талантливых спортсменов. Потому что спорт высших достижений – в большей степени студенческий спорт. Именно в этом возрасте ребята показывают наилучшие результаты.

В Карелии, где пока достаточно тяжелые условия для развития спорта, наши спортсмены умудряются достигать высокой планки. Мы можем гордиться своими олимпийскими чемпионами. В прошлом году лыжница Евгения Медведева доказала, что у нас есть преемственность. Если бы в республике улучшилась материальная база, то мы могли бы рассчитывать на большее. Надеемся, нас поддержат наши бизнесмены, вкладывая деньги в спорт и спортивные объекты.

Сейчас во всем мире бизнесмены строят, например, магазин или ресторан, и в этом же здании делают спорткомплекс для гимнастики или рядом возводят хоккейную площадку. Они потом и содержат эти объекты. Так что инвесторам мы всегда рады. Уже два бизнесмена приходили ко мне на прием и предлагали глобальные проекты. Это здорово! Только благодаря такому сотрудничеству у нас появятся новые чемпионы. Создав сильную базу, Карелия с ее удобным географическим положением станет привлекательна для спортсменов со всего Северо-Запада. Мы уже планируем открыть на базе Педагогического колледжа школу олимпийского резерва. Здесь талантливым спортсменам предоставят возможность тренироваться, учиться, нормально питаться и получать стипендию. Дело за финансированием.

— Мало вырастить талантливого спортсмена в Карелии. Его же нужно еще и удержать здесь. Как показывает опыт, проявившие себя спортсмены покидают республику…

— Это действительно проблема. Таким людям нужно создать условия для достойной жизни в Карелии. Надеюсь на помощь правительства, меценатов, федераций.

А дочек в самбо не отдам

— Если честно, где больше уставали: на ковре или сейчас в кабинете высокопоставленного чиновника?

— В спорте уставал физически, здесь – психологически. Эйфория после вступления в должность прошла, и я чувствую, какая ответственная ноша на мне. Знаю, для меня сейчас начнется тяжелый период. Но я привык работать. Без ежедневных тренировок, на которых не щадишь себя, в большом спорте не добьешься результатов. Думаю, работоспособность, которую я демонстрировал на ковре, воля борца помогут мне и в комитете. Я готов много работать, готов ночевать в районах.

— А как же семья? С вашими планами на жену и детей времени не останется…

— Семья привыкла к ненормированному рабочему графику папы. Режим моего дня не изменился: ухожу на работу к 9 утра и возвращаюсь к 9 вечера. Семья понимает, что для меня очень важна новая работа. Моя опора – жена, которая помогает мне во всем. Мои дочери, старшей – 7 лет, младшей – 4 года, знают, что я их люблю. Когда у меня появляется свободное время, мы с ними катаемся на лыжах и коньках, плаваем в бассейне. Личным примером показываю своим девчонкам, как важно заниматься здоровым образом жизни. Я каждое утро бегаю, два раза в неделю хожу в бассейн и по возможности бываю в зале самбо.

— Дочерей на тренировки по самбо или дзюдо не водите?

— Нет. Хотел бы видеть их в художественной гимнастике. Но только не в самбо и дзюдо. Этими видами спорта должны заниматься мужчины. Хотя я не против женского дзюдо и самбо. У нас есть спортсменки, которые красиво борются. Но своих дочерей я берегу – знаю, как ломают руки и ноги, как бывает больно…

— Многие боятся, что хождение во власть испортит хорошего человека Антипова. Мол, превратится наш открытый и честный чемпион в чиновника…

— Я постараюсь, чтобы этого никогда не случилось. Не боюсь стать до конца чиновником, останусь прежде всего спортсменом. Когда стал чемпионом мира, дорос до заслуженного мастера спорта, я же не изменился. Спросите у любого, общался абсолютно со всеми, как обычный человек.

Сегодня я представляю правительство Карелии. И со многими людьми общаюсь уже немного по-другому. Даже в комитете я раньше был Максом. Сейчас я здесь — Максим Леонидович. Если я не покажу себя как начальник, продуктивной работы в комитете не будет. И понимаю: административная работа меняет человека. Возможно, где-то мне придется принимать решения, которые мне не будут нравиться. Где-то даже придется переступать через себя. Но без этого мы не сможем решить стоящие перед нами проблемы. А я привык побеждать.