Общество Крепостные

Софья Лимонина
№10 (563) 07.03.2007

Жильцы двух петрозаводских общежитий готовы идти на самые крайние меры: объявить голодовку, перекрыть улицы и даже выйти на баррикады. Они уже не видят иного выхода из сложившейся ситуации. И терять им нечего, кроме своего не очень хорошего жилья…

Замкнутый круг

Когда много лет назад люди вселялись в общежития на ул. Калинина, 55-а и ул. Володарского, 44, они верили: скоро получат от государства или от родного предприятия нормальное жилье и уедут отсюда. Однако реформы и революции бульдозером проходятся по судьбам людей. И так случилось, что многие семьи по-прежнему живут в этих общежитиях. Но ситуация там резко отличается от десятков других общаг города.

Хозяева общежитий явно хотят выселить своих жильцов. Причем делают это иезуитским способом – подняв до огромных размеров плату за комнатушки. Техническое обслуживание 1 квадратного метра в этих общежитиях составляет 106,14 рубля. Сравните: в благоустроенном жилье – всего лишь 6,64 рубля. Получается, в общежитии люди платят в 16 раз больше. Наивным будет предположение, что там предоставляются условия повышенной комфортности. Скорее наоборот.

Собственник двух домов – ЗАО "Петрозаводскстрой". В 1992 году они были приватизированы предприятием, причем без согласия жильцов. Когда в минувшем году 39 общежитий, принадлежащих различным предприятиям города, были переданы на баланс мэрии, "Петрозаводскстрой" этого не сделал. Передача жилья в мэрию делалась в интересах людей, которые теперь смогут при желании приватизировать свои комнаты. Жильцы же общежитий на ул. Калинина и ул. Володарского остались с пустыми руками.

ЗАО "Петрозаводскстрой" буквально заставил людей подписать договоры о найме жилой площади – в противном случае не выдавались справки на субсидии. Вот и получилось, что сейчас люди платят не только за коммунальные услуги, но и за аренду помещения. В некоторых семьях плата эта равна 50 процентам дохода, а то и больше.

А как же субсидии, спросит удивленный читатель. Ведь по закону максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 22 процента. Если она превышает допустимый показатель, то выплачивается субсидия! Но и здесь жители двух общежитий оказались обманутыми: при выплате субсидии не учитываются затраты найма жилого помещения. А как раз оплата найма и составляет большую часть платы за жилье. Как объясняют жильцам юристы, "Петрозаводскстрой" не имеет права повышать только коммунальные услуги, они едины для всех, а вот за аренду помещения может брать сколько угодно. Тут уж хозяин – барин. Только в 2006 году плата за проживание в злополучных общежитиях была увеличена дважды.

5 тысяч за общагу

Подобное положение дел, конечно, не устраивает жильцов. В основном здесь проживают люди с невысоким уровнем дохода. Трехместная комната обходится в сумму около 3 тысяч, двухместная – около 2-х. Понятно, что для семей с зарплатой в пять тысяч рублей эта цифра непомерно высока.

Екатерина Тележенко работает санитаркой, одна воспитывает троих детей, причем одна девочка – инвалид, а младшему сыну всего 11 месяцев. Семья теснится в одной комнате. За жилье Екатерина не платит уже три года. "Мне или детей кормить, или за квартиру платить", – говорит женщина.

У супругов Ходасевич – двое детей. Семья ютится в крошечной комнатушке. Маленький журнальный столик заменяет обеденный стол. За тесное пространство надо выложить 2500 в месяц. Ирина сидит дома по уходу за ребенком, получает пособие 800 рублей. Муж зарабатывает 10 тысяч, прожиточного минимума у них не выходит. Старший ребенок скоро пойдет в школу, в маленькой комнатке не развернуться, что уж говорить о подготовке к урокам.

Многие люди живут в общаге не один десяток лет. Когда-то комнаты были предоставлены им родными предприятиями. "Почему мы должны платить за аренду жилья, где мы законно прописаны? – задается вопросом Мария Ромбонен, живущая в общежитии уже 30 лет. Семья Ромбонен за две комнаты платит 5 тысяч, столько же остается на жизнь. И это на четверых. Субсидия же составляет 100 рублей.

Многие жильцы не один десяток лет стоят в очереди на квартиры. Так, Людмила Исаина 11 лет назад была 10 тысяч какой-то по счету в очереди, сейчас она в районе семитысячной. Понятно, что в этой жизни ей квартиры не дождаться. Общежитие – пока единственно возможное жилье, где она и проживает уже 17 лет. "Мы как крепостные крестьяне у феодала", – говорят жильцы.

На пороховой бочке

По мнению жильцов, цель "Петрозаводскстроя" весьма прозрачна. Ходят слухи о том, что на ул. Володарского, 44 будут строить мансарду – 6 этаж, чтобы переселить туда семьи с ул. Калинина, 55-а. По договору найма в случае внезапной реконструкции общежитий "Петрозаводскстрой" имеет право выселить людей в трехдневный срок. А потом можно переделать комнаты в квартиры и выгодно продать. Кстати, на ул. Калинина, 55 два корпуса общежития уже переделаны, сейчас там как раз элитное жилье.

Жильцы общежитий уверены: процесс выселения решили ускорить. Плата за жилье растет, все больше семей не в состоянии оплатить счета, долг накапливается. А на должников "Петрозаводскстрой" подает в суд. Недавно выселили девушку в положении. На будущую маму подали в суд, по его решению ей надо было выплатить 11 тысяч. Девушка залезла в долги, оплатила половину суммы, умоляла подождать еще. Но это не помогло, она все равно оказалась на улице.

В "Петрозаводскстрое" ситуацию комментируют весьма расплывчато. "Почему высокая плата? – удивился директор Владимир Федоров. – Так платят по расходам". На вопрос: "Почему бы тогда общежития не передать мэрии, раз такие расходы?" ответил, что это чревато убытками для предприятия.

Жильцы за свои права решили бороться до конца. Недавно они обратились с письмом к главе республики Сергею Катанандову. На Законодательном собрании был принят запрос в прокуратуру от депутатов Натальи Доршаковой и Ларисы Ждановой о законности приватизации общежитий и столь высокой платы. Если и это не поможет, в запасе у жильцов остались только крайние меры. Отчаявшиеся люди готовы на все, чтобы быть наконец услышанными.

Пустите помыться

Жильцов общежитий микрорайона Ключевая прежде всего беспокоит аварийное состояние их жилья. Капитальный ремонт здесь не проводился много лет. Так, в общежитии на ул. Кемской, 13 жильцы с ужасом взирают на прохудившуюся проводку, которая искрится и в любой момент может стать причиной пожара. Так же в любой момент на них может обрушиться труба в душе или лавина нечистот из пришедшей в негодность канализации.

Несмотря на жуткие условия, плата постоянно повышается. Особенно беспокоит рост ежемесячной платы за электроэнергию. Всего один счетчик на этаж, показания с которого делятся на количество жителей. Естественно, подобная уравниловка не учитывает, сколько ваттов кто потратил.

В общежитии по ул. Кемской, 4 проблема еще более серьезная – горячей воды на верхних этажах практически не бывает. Проблема существует с 2005 года – пока были только перебои с горячей водой: кто не успел помыться днем, тот опоздал. Управляющая компания "Этрон" ответила, что замена стояков включена в план на 2006 год. Истек названный год, но план так и остался всего лишь бумажкой. Жильцы обратились в Комитет по защите прав потребителей, который в свою очередь попросил "Этрон" прояснить ситуацию. И получили удивительный ответ: управляющая компания ответила, что все заменено.

Странно, ситуация с водой лучше не стала. "Вот уже год появление горячей воды приходится просто караулить, да и то идет она тоненькой струйкой. В выходные воды чаще всего нет", – жалуется жительница пятого этажа Наталья. А ведь каждый месяц за воду, которой нет, ее семья платит больше 300 рублей.

В противоположном крыле пятого этажа горячей воды нет вообще. "Воду греем сами, в душе холодина, если летом мыться еще можно, то теперь туда просто не зайти, дети болеют постоянно, – рассказывает Валентина. – Я и муж моемся на работе, дочка ходит к подругам".

Валентина работает в Детской республиканской больнице, так получилось, что на выходные она стала брать к себе ребенка с онкологическим заболеванием, двухлетнего Никиту. Родители малыша лишены родительских прав, семья Валентины не против оформить опеку над мальчиком. "Но как я могу взять ребенка в такие условия", – говорит Валентина.