Общество Калифорния против Карелии

Губерния
№10 (563) 07.03.2007

"Калифорния против Карелии" — это спецпроект "Карельской Губернiи". Мы решили взять несколько, казалось бы, всем известных тем и рассмотреть их под непривычным углом. А именно: чем конкретно жизнь в Калифорнии отличается от жизни в Карелии?

За американскую половину спецпроекта отвечает наш журналист Александр Фукс, который почти треть года проводит с родственниками в Лос-Анджелесе. Карелию же в "битве" представляет Наталья Зайцева.

Четвертой и последней темой для сравнения стало школьное образование.

КАЛИФОРНИЯ

Школьные годы чудесные длятся в Штатах 12 лет. Дети начинают учиться в шесть и заканчивают в восемнадцать. Это не считая подготовительного класса, который также находится на территории школы и является эдакой переходной ступенью от детского сада к более солидной жизни. Первые пять лет дети посещают начальную школу (Elementary school), следующие три года они занимаются в средней школе (Middle school), и, наконец, последнее четырехлетие они проводят в школе для старших (High school). В отличие от наших младших, средних и старших классов американские Elementary, Middle, High schools располагаются в разных зданиях, находящихся порой на почтительном расстоянии друг от друга. В каждой из этих школ учатся до трех с половиной тысяч школьников.

Никакой разницы

Кроме того, школы здесь подразделяются на Public, Magnet и Private. Первые два типа школ являются государственными. Платить за обучение в них не нужно. Но в обычную Public school могут ходить только те дети, кто живет в районе этой школы, в Magnet же школьников возят на автобусах. Как правило, в школы рядом с домом детей отдают те родители, которым все равно, какое образование получат их отпрыски. Почти во всех Public school Лос-Анджелеса более 90 процентов учащихся составляют мексиканцы и черные. А это обычно дети нелегальных эмигрантов и представителей социальных низов милого американского общества. Что касается Magnet school, то туда детей нужно записывать заранее, там существуют очереди – в общем, подобные школы считаются более престижными. Видимо, предполагается, что в этих школах работают лучшие учителя или в них разработаны более серьезные учебные программы, но на практике все не так. Моя дочь, которая успела поучиться и там, и там, утверждает, что разницы между этими школами нет никакой.

Ну а Private school – это школы частные. Наиболее щепетильные и богатые родители отдают своих детей туда. Разброс цен от 500 до 7 тысяч долларов в месяц. В таких школах в отличие от государственных школьникам приходится ходить в форме. Но уровень обучения там совсем не обязательно будет лучше. Дальняя родственница отдала свою дочь в одно из таких заведений и через год поспешила забрать, ибо та позабыла все, чему ее учили раньше.

Присяжные заседатели

Постоянных закрепленных за учеником классов здесь нет. По каждому предмету класс формируется в зависимости от способностей и успеваемости ученика. Если кто-то силен в языке, но слаб в математике, то английский он будет изучать по более сложной программе, с более продвинутой молодежью, а математику – самую простую и с теми, кому она даром не нужна.

Уроки длятся с 8 утра до 3 часов 8 минут дня. Продолжительность урока ровно 52 минуты; обычная перемена длится 6 минут, большая – 15 и самая большая – 35. Каждый школьный день начинается с того, что по громкой связи кто-то из учителей или учеников зачитывает текст американской присяги. В младших и средних классах школьников заставляют тоже произносить этот патриотический текст, но в старших классах все уже откровенно игнорируют сию забаву.

Кино вместо чтения

Здесь не существует единой программы. Каждый учитель разрабатывает свою, поэтому безумно много в американской школе зависит от педагога. В 7-м классе моя дочь изнывала от истории – историк донимал их конспектами предвыборных статей и вырезками карикатур на кандидатов в президенты. На остальные предметы времени почти не тратилось. Сейчас все время и нервы съедает биология, которую, к слову, преподает просто женщина – мануальный терапевт. Вообще же, вплоть до High school домашние задания занимают у школьников очень мало времени. Многие успевают все сделать еще на переменках. Среди заданий преобладает изготовление аппликаций — специальных альбомчиков, куда школьники наклеивают всякие предметы и рисунки "по теме". У нас подобными делами заканчивают заниматься классе в третьем, здесь продолжают вплоть до восьмого.

Американские дети не учат наизусть стихов. Больше того, вплоть до High school они практически не занимаются литературой. Учитель может задать прочесть "какую-нибудь книгу, чтобы не меньше 150 страниц". В результате многие американцы вообще никогда не читали художественных произведений. Один паренек, когда я заговорил об этом, заметил, что по всем книжкам снято кино и им в школе разрешали ограничиваться просмотром фильма.

Если повезет чуть-чуть

По математике они вроде бы проходят и дроби, и уравнения, и логарифмы, и пределы. Классе в 6-м на географии детям могут рассказать о происхождении Земли. На физкультуре обычно бегают или даже ходят милю. Музыку, рисование или высаживание кустиков выбирают в зависимости от склонностей. В общем, в образовании явно нет системы, и это привело к тому, что лет 6 назад американцы вдруг обнаружили, что некоторые школьники средних классов все еще не умеют читать. Буш в связи с этим даже издал указ о повышении уровня подготовки учителей, заставив педагогов сдавать тесты. Многие по итогам этих экзаменов остались без работы. Для начальной же школы наконец была подобрана единая система обучения.

Интересная штука – политкорректность в Штатах дошла до того, что власти контролируют, чтобы среди учителей обязательно было достаточное количество представителей разных рас и даже сексуальных меньшинств.

Зарплата

Учителя в США, с одной стороны, – далеко не самый обеспеченный слой трудящихся. С другой – они живут все же достаточно неплохо. Зарплаты колеблются от 40 до 70 тысяч долларов в год. В зависимости от опыта работы и образования. Время от времени учителя проходят различные курсы повышения квалификации и получают за это прибавки к зарплате. Кроме того, для педагогов, помимо обычного пенсионного фонда, существует еще один. В результате педагог с двадцатилетним стажем уже к 45-50 годам может прибавить к своей зарплате от 3 до 5 тысяч пенсии ежемесячно. Плюс к этому учителя имеют хорошую медицинскую страховку и 4 месяца отпуска, что на фоне обычных для американцев 8 дней просто роскошь.

КАРЕЛИЯ

Чем живет обычный карельский шестиклассник? Он встает в 6.40, приходит в школу к 8.15, отсиживает шесть уроков по 45 минут, уходит из школы в 3 часа дня, затем мчится в музыкалку (художку, ДЮСШ, Центр детского творчества – нужное подчеркнуть), возвращается домой часам к семи, делает уроки, ложится спать. Примерно так – с понедельника по субботу. В воскресенье двенадцатилетний труженик высыпается, идет в библиотеку, делает уроки и снова собирает портфель.

В шестом классе учеников еще не сильно нагружают. По крайней мере, нет еще ни физики с непостижимой темой "Электричество", ни химии с ее гексанами и валентностями, ни алгебры с геометрией. Зато есть литература (читаем поэму Жуковского "Светлана", учим "Бородино" наизусть целиком – со всеми "лафетами" и "редутами"); математика (чертим систему координат, изучаем модуль числа); русский язык (владеем всеми видами разборов – морфологическим, синтаксическим, морфемным и т.д., знаем, что такое неологизмы и архаизмы, а также то, как пишется слово "изжелта-красный"); биология (обмен веществ у животных – начиная от инфузории-туфельки до млекопитающих); информатика (циклический, разветвленный и линейный поток информации, переход информации из аналоговой в дискретную); ну и для разгрузки – музыка (готовим сообщение о Бетховене, с первых аккордов узнаем его 7-ю и 9-ю героические симфонии).

Зубрим даты

В России есть две основные точки зрения: 1) наша система образования – самая сильная в мире; 2) от российского школьника требуют прежде всего заучивания, механического воспроизведения знаний, поэтому он не всегда способен применить знания на практике.

С одной стороны, приятно, что на курсах иностранного языка в Швеции русские студенты в отличие от своих шведских однокашников не задают вопросов о том, что значит "множественное число". С другой – многие преподаватели вузов жалуются на то, что большинство первокурсников даже не умеют правильно читать – то есть с трудом определяют главную мысль текста, не могут выразить свое отношение к нему. "Нежелание думать и полное отсутствие интереса к тем знаниям, которые не приносят моментальной пользы, отличает большинство моих студентов", — говорит преподаватель иностранного языка и литературы одного из карельских вузов. Но как научить детей "думать", если большую часть своего времени и сил они тратят на то, чтобы выучить даты, определения и формулы? Зато, согласно результатам исследования Минобразования России, 94% российских школьников знают, в каком году восстали декабристы, а 88% правильно называют дату битвы на Калке.

На селе

О едином госэкзамене – ЕГЭ – часто говорят, как о возможности дать равные шансы для поступления всем. Однако шутка о том, что "все равны, но одни равнее других" справедлива и здесь. Руководители сельских школ считают, что ЕГЭ поставил их учеников в унизительное положение по сравнению с городскими. Мало того что им приходится долго ехать в пункт сдачи экзаменов, писать тесты в стрессовой и незнакомой обстановке, так еще и задания им зачастую не под силу. На селе нет ни репетиторов, ни платных подготовительных курсов, а в 10-11-е классы зачастую идут учиться те, кто не смог попасть в училище после 9-го класса. В сельских школах так же, как и десять лет назад, не хватает учителей, поскольку добровольно никто из выпускников вузов в деревню не поедет, и даже "целевики", для которых актуально почти забытое слово "распределение", уклоняются от благородной участи сельского учителя. Больше всего карельские сельские школы нуждаются в учителях иностранных языков. Не хватает также учителей истории, физики, математики и многих других предметов.

В погоне за высшим образованием

Сколько раз говорилось о том, что безработица настигает в основном выпускников вузов. Однако молодежь все равно валом валит в университеты и институты, и, что самое печальное – на гуманитарные факультеты. Потратить пять лет на то, чтобы конспектировать Яна Каменского, изучать древнерусскую литературу, штудировать рабочее движение в Европе XIX века, а получив диплом, все это забыть и работать администратором в казино, секретарем или страховым агентом? Видимо, задумавшись об этом, министр образования России этим летом заявил о сокращении бюджетных мест в государственных вузах на 10 процентов. В Карельском педагогическом университете в ответ на это встревожились: в Карелии и так не хватает педагогов!

А кто же пойдет работать в школу за пять тысяч рублей в месяц? Средняя зарплата карельского учителя – 6000 рублей, однако молодой учитель не имеет всех "бонусов" учителя со стажем, поэтому первое время получает меньше, чем его коллеги. Из-за того, что зарплата в школе маленькая, туда часто попадают "случайные" люди, которые и детей не любят, и звезд с неба не хватают. Впрочем, возможно, уже через несколько лет все изменится: российский министр образования обещал, что зарплата учителя вырастет до 15-30 тысяч рублей в месяц.