Отчет главы был дисциплинированно выслушан депутатами, обсуждения практически не было. Как, впрочем, и по остальным вопросам повестки дня. В парламенте республики нынче дискуссии не приняты. После памятного заседания 22 февраля, ставшего разгромным для депутатов из оппозиции, Законодательное собрание вновь вернулось к прежней форме существования – сонного соглашательства и безразличного, покорного голосования. О содержании доклада главы РК и о других вопросах текущей политической жизни республики мы беседуем с депутатом ЗС РК Девлетом Алихановым.
— Я вообще не воспринял доклад главы именно как отчет о работе, о сегодняшнем положении в республике. В тексте выступления не было ни конкретных живых цифр, ни комментариев по самым важным вопросам. Мы должны были понять из доклада, что у нас все отлично: показатели растут, все хорошеет. Как обычно в виртуальной плоскости. Потому что в реальности мы имеем совершенно другое: угробленные донельзя дороги, даже в столице республики, даже в центре города, я уже не говорю о районах. Массу социальных проблем: совершенно позорный размер компенсации льготникам, полный ноль по расселению ветхого фонда.
— За состояние дорог, наверное, нужно бы спрашивать с мэров. Дороги – скорее их компетенция, так же, как и расселение ветхого фонда.
— Что тогда входит в компетенцию главы республики? Смотрите, у нас девятнадцать районов, каждый мэр отвечает за свою территорию, где территория главы? Ее что, вообще нет? Тогда в чем смысл его должности? Нет, я считаю, что глава республики лично отвечает за каждый район, за все, что происходит в Карелии, независимо от административной отнесенности населенного пункта. А уж что касается ветхого фонда и вообще строительства нового жилья – тут прямая ответственность республиканских руководителей. Почему сегодня в Карелии цены на жилье остаются неподъемными? Казалось бы, национальные проекты работают почти два года, банки очень охотно дают ипотечные кредиты – разве что ленивый не может взять! Почему же тогда цены космические?
— Действительно, почему? Казалось бы, при таком количестве желающих строить квартиры или индивидуальные дома цены неминуемо должны бы снижаться?
— Карелия осталась за бортом нацпроекта по жилью да и вообще в стороне от всех российских тенденций в жилищном строительстве. Просто так никто не приедет из Москвы и не построит дома для наших очередников. В проекте должны участвовать две стороны: федералы помогают частично деньгами, но и региональные власти должны шевелиться. Готовить площадки для строительства, подводить коммуникации. У нас об этом никто не позаботился. И получилось так: банки оказались готовы прокредитовать всех желающих строить жилье, люди взяли деньги – и куда они с ними пойдут? В те же самые несколько стройфирм, которые годами работают на небольших городских площадках, дозастраивают то, что уже давно исчерпало все ресурсы коммуникаций. Новых площадок под застройку нет и, судя по бюджету текущего года, в ближайшее время не появится. И пока будет так – цены на жилье будут оставаться очень высокими, искусственно высокими фактически. При огромном и платежеспособном благодаря ипотеке спросе на жилье предложения в необходимом количестве отсутствуют. Спрос выше предложения диктует и держит завышенные цены – это простейший закон экономики. И никакие национальные проекты нам не помогут, пока их будут саботировать региональные власти.
— Возвращаясь к строительству в Петрозаводске, муниципальные власти также могли бы стать партнером в нацпроекте по жилью, разве у них нет права самостоятельно инициировать участие в софинансировании жилищного строительства?
— Да прав сколько угодно! Бери – не хочу, как говорится. Но проблемы абсолютно такие же, что и в республике: очень медленно разворачиваются с оформлением земельных участков, в освоение новых площадок и строительство коммуникаций денег вкладывать не желают. Но у Петрозаводска все же есть еще шанс: если удастся надлежащим образом провести приватизацию муниципальных объектов, предусмотренную федеральным законом, в городском бюджете могут появиться дополнительные средства на решение очень многих проблем. Однако условия проведения приватизации городского имущества должны быть крайне жесткими: ни одна копейка из этих денег не должна уйти налево, мимо бюджета. Но это уже задача нового Петросовета. Задача номер один, я бы сказал.
— По силам ли новым депутатам, большинство из которых – необстрелянные новички, справиться с подобной задачей? Вообще о новом составе горсовета даются очень противоречивые отзывы – от крайне восторженных оценок до категорично минусовых. Ваше мнение?
— Ближе к первым, только без восторга, разумеется. Петросовет действительно значительно обновился. Но это как раз и хорошо! И то, что ребята не обстреляны, как вы говорите, тоже очень хорошо. Зато нет традиционных установок, привычек, не связывают старые знакомства и обязательства. За шестьдесят депутатов я, конечно, поручиться не могу, но тех, кого знаю, очень высоко могу охарактеризовать: молодые, грамотные, энергичные ребята. Независимые и самодостаточные вполне. Думаю, таких нелегко будет заставить голосовать по команде. Впервые за много лет городской депутатский корпус у нас в убедительном большинстве представлен не промэрскими или прогубернаторскими депутатами. Перспективный состав городского Совета, пришедший так своевременно, на пороге массовой приватизации городского имущества, дает серьезные основания надеяться на перемены к лучшему в Петрозаводске.
— Повторится ли в новом Петросовете фракция Попечительского совета Древлянки?
— Обязательно, и фракция станет больше, чем была в прошлом созыве. Кандидаты от Попечительского совета шли на выборы не под партийными флагами. Они обещали своим избирателям защищать интересы города и той его территории, от которой избирались – микрорайона Древлянка. У наших депутатов серьезные планы и контроль над городской приватизацией — самый важный в них пункт. Почему я все время возвращаюсь к приватизации муниципальной собственности: если уж получилось так, что федеральный закон предписывает распродать значительную часть муниципальных объектов, обидно будет, если огромная сумма денег осядет в чьих-то карманах, а город в очередной раз ничего не получит. Речь идет о сумме, равной нескольким годовым бюджетам. Можете представить, какой соблазн для нечистых на руку! Примеры-то всем известны! Поэтому вся приватизация должна идти только через аукционы, только под контролем депутатских комиссий, в которые просто обязательно нужно включать представителей правоохранительных органов: прокуратуры, МВД. Чтобы весь процесс был виден и понятен любому горожанину. Не хочется вспоминать, но все же придется. Давайте сравним, как городские власти самостоятельно распорядились двумя муниципальными объектами. Первый, гостиница "Северная", — здание в несколько тысяч квадратных метров, расположенное в центре города, ушло в долгосрочную аренду фактически даром, не принеся бюджету никаких доходов. И небольшой сравнительно магазин "Товары для женщин" площадью 800 квадратных метров был продан с аукциона за 49 миллионов рублей плюс налог на имущество ежегодно порядка 200 тысяч рублей в городской бюджет. Почувствуйте разницу, как говорится! Представляете, сколько потерял бюджет на "Северной"? Могло бы такое произойти, если бы процесс шел под контролем общественности и депутатов? Не думаю. А ведь эти примеры – только цветочки приватизации, ягодки еще впереди.
— Допустим, депутатам удастся взять под контроль городскую приватизацию, но это все же одноразовая сумма, пополнившая бюджет. Вряд ли ее хватит надолго.
— Смотря как ею распорядиться. Если деньги, вырученные от продажи объектов, мы попросту проедим, естественно, их не хватит надолго. Средства принесут максимальную для города пользу, если пойдут только на развитие: на те же строительные площадки, организацию новых производств, строительство дорог и домов, спортивных объектов. Два последних примера – тоже вклад в развитие. Если столица Карелии станет привлекательнее: чище, благоустроеннее, с хорошими дорогами – и отношение к ней изменится. У тех же инвесторов, например. Сегодня ведь большинству из них бежать без оглядки хочется из Петрозаводска, буквально прямо с вокзала. Если город так запущен, дороги – сплошная катастрофа, какой вывод могут сделать приезжие инвесторы о хозяевах города и республики как о будущих деловых партнерах? Только на участии в национальных проектах можно удвоить бюджет развития города. Выделяя здесь, в Петрозаводске, серьезную сумму денег под грамотно составленный проект по жилью, например, мы получим такую же сумму из федерального бюджета, как, собственно, и поступают в других областях России. Почему у нас это невозможно? Многое в городе можно было бы изменить. И получается, что теперь надеяться остается только на вновь избранный Петросовет. Может быть, новые депутаты смогут стать примером работы и для городских, и для республиканских руководителей. Предпосылки к этому есть, на мой взгляд, и время очень подходящее. Ну невозможно все время топтаться на месте, пора что-то менять, это же очевидно! И у людей, когда они увидят конкретные результаты, обязательно изменится отношение к власти. Ведь сегодня можно говорить не столько о дефиците бюджетов, сколько о дефиците доверия и уважения людей к тем, кто ими руководит. Согласитесь, о вполне заслуженном недоверии.