Общество Кто же будет жить в доме

Надежда Меккиева
№13 (566) 28.03.2007

Вокруг новенького дома по улице Сусанина разгорелись нешуточные страсти. Напомним, 26 квартир новостройки были предназначены для расселения двух домов ветхого фонда. Однако, как оказалось, законное право проживать в этих квартирах есть и у другой многочисленной группы граждан. Среди них дети-сироты, погорельцы, инвалиды. Все они когда-то обратились в суд, который подтвердил их право на получение квартир. Но жилья по-прежнему у них нет.

За последние семь лет количество неисполненных Петрозаводской мэрией судебных решений достигло 146-ти. А ведь по действующему законодательству они должны исполняться в кратчайшие сроки. Любое построенное, найденное или освобождающееся жилье должно сразу передаваться тем, кому его присудили.

На следующий день после сдачи в эксплуатацию дома по улице Сусанина на 26 квартир, принадлежащих мэрии, был наложен арест. Но администрация столицы Карелии все равно заселила в новые квартиры тех, для кого они предназначались.

7 февраля Петрозаводский горсуд признал законными действия службы судебных приставов. Это значит, что новоселы дома на ул. Сусанина жить в нем права не имеют и вместо них в квартиры должны въехать люди с судебными решениями.

Разумеется, такой исход дела пришелся не по душе мэрии.

23 марта в Верховном суде Карелии состоялось рассмотрение кассационной жалобы. В зале было людно, ведь собрались здесь многочисленные участники этой непростой и откровенно некрасивой истории. Представители мэрии, комментируя действия приставов, настаивали на их незаконности, говоря о том, что в федеральном законодательстве нет такой меры, как запрет на распоряжение имуществом. Законом также не предусмотрена реализация арестованной жилплощади по усмотрению судебных приставов. В свою очередь пристав-исполнитель Валерий Легкий, который принимал решение об аресте квартир, ссылался на то, что все-таки судебные решения имеют приоритетное значение, в законе же прописано право приставов принимать и "иные меры принудительного исполнения". Также Валерий Легкий упомянул количество накопившихся неисполненных мэрией решений.

То, что дом на ул. Сусанина строился именно для расселения конкретных домов ветхого фонда за счет специально выделенных на это средств, – один из основных доводов администрации. Как отметили ее представители, подобная программа является государственным приоритетом. Среди же собравшихся в зале были те, кто судился за право обладания квартирой именно по причине полной непригодности их жилья. С жалобой администрации они согласиться не могли. "Мой дом от всего отключен, полы провалились на полметра, двери не закрываются…" — описывал свое бедственное положение один из очередников. "Я не против администрации города, — говорит сирота, 25-летняя Регина Соловьева. — Но я защищаю свои права и право решения суда. Или правда, добытая в суде, ничего уже не значит?" Девушка вместе с подругой Элей, тоже сиротой, ютится в тесной общежитской комнате. У многих нет даже и такого жилья. "Для сирот в год выделяется одна квартира. Вот и получается, что последний дождется квартиры через 200 лет", — говорит Сергей Юрьев, отстаивающий интересы сирот.

Присутствовали на судебном заседании, но не могли в нем участвовать люди, для которых строились эти 26 квартир и куда они недавно и вселились. Сложившаяся ситуация тоже их не радует. "Зачем же так сталкивать людей?" — задаются вопросом жильцы ветхих домов. В руках у них фотографии, запечатлевшие ужасные условия, в которых долгие годы им приходилось жить. Так, в доме по ул. Инженерной, 3, построенном в 1932 году, на 52 проживающих был всего один туалет, а на нем табличка, повешенная санэпидемстанцией: "Пользоваться запрещается. Опасно для жизни". Благоустроенный дом на ул. Сусанина, конечно же, не идет ни в какое сравнение с предыдущей жилплощадью. Сейчас ветхое жилье на ул. Инженерной, 3 и пр. Первомайском, 66-а расселено и пустует, дом на пр. Первомайском уже частично разобран, обратное переселение туда жильцов невозможно. Люди обживают новые полученные квартиры и с беспокойством ждут решения своей судьбы. История же, похоже, затягивается. В этот день судебная коллегия Верховного суда РК отправила дело в Городской суд на повторное рассмотрение.