
Представьте: вы живете в прекрасной светлой квартире, за окнами которой шумят деревья, поют птицы, а с улицы доносится только детский смех. Представили? А теперь ответьте честно – захочется ли вам по доброй воле поменять такое жилище на сыроватое помещение, куда никогда не заглядывает солнце? И чтобы весь пейзаж за окном – кирпичная стена. А вместо птичьего щебета доносится лишь шум паркующихся автомобилей. И детям вашим гулять негде, поскольку на месте детской площадки вплотную к дому "вырос" элитный особняк.
— Ну и что это такое? – гневно спросите вы. Уплотненное строительство!
Тяжелой техникой – по пешеходной дорожке

Известно, что ставить дом на готовые коммуникации гораздо дешевле, чем прокладывать к нему новые. Вот и появляются в наших дворах новостройки. Просыпаетесь вы однажды утром, глядь в окно – а там привычная площадка (аллея, тропинка) огорожена колышками и бульдозерист уже котлован копать собирается. Примерно так случилось с жильцами петрозаводского дома № 31 на ул. Балтийской. Бедолаги не замедлили поднять шум на весь город. А что им оставалось делать?
Две пешеходные дорожки, идущие вдоль этого дома, приводят к небольшой площадке, где играли дети, гуляли мамы с колясками. Площадка одновременно являлась и единственной дорогой, по которой каждый день около полутора тысяч человек – жильцы соседних домов – ходили в магазины, на работу, в школы и поликлиники. В свое время жители Кукковки сами засыпали здесь грунтом болотистую почву, чтобы не топать по грязи.
А теперь на этой площадке компания "Влад" собралась возвести особняк.
— Жильцов ни о чем не предупредили, — рассказывает уполномоченная по дому Таисия Казакова. — Прошлым летом я увидела, что геодезисты проводят работу, и уже от них узнала: рядом возведут пятиэтажный шестнадцатиквартирный дом.
То, что техника будет катить на стройку мимо жилых подъездов или с другой стороны дома – под окнами, прямо по пешеходным дорожкам, понимали все. Ведь других подъездных путей просто нет! Из городского Комитета по архитектуре и градостроительству, куда обратилась инициативная группа, пришел ответ: да, разрешение на стройку получено, все документы в порядке. Зато теперь, говорилось в ответе, у вас будут спортивные площадки. А временные неудобства придется потерпеть. Этот ответ жильцов не устроил. Ведь, смирившись с неизбежностью строительства, люди должны были согласиться и с тем, что на работу им теперь придется ходить окольными путями и по грязи (Кукковка славится заболоченными почвами, дренажной системы здесь нет), детской площадки не станет, из окон же нижних этажей можно будет "полюбоваться" только на кирпичную стену.
Кроме того, вопрос с подъездными путями к стройке так и не был решен. В Петрозаводской прокуратуре, куда обратились жильцы, ответили: места проезда застройщики согласовали с ГИБДД. Народ не поверил. Поэтому, когда техника подъехала, выстроился в живую заградительную цепь, препятствующую проезду к площадке прямо по их двору. Строители, объехав дом с другой стороны, двинули тяжелые машины по пешеходной дорожке, выкорчевывая плитку у всех на виду. Люди вызвали ГИБДД, и на месте выяснилось: никакого согласования по поводу мест проезда не получено! А еще компания "Влад" начала строительство без ограждения, освещения и пешеходных тротуаров. В ГИБДД распорядились приостановить стройку до тех пор, пока не будут найдены пути подъезда к ней. Пока их ищут, жильцы дома ежедневно разбирают забор, ограждающий место будущей стройки. А строители ежедневно его возводят снова.
— И на этом мы не остановимся, – заявляют жильцы дома. — Мы намерены добиться отмены строительства! Столкнувшись с откровенной ложью и халатностью представителей строительной компании, мы не уверены, что все градостроительные нормы соблюдены!
Стройка и песочница

А вот другая история: жильцы домов № 7 и 17 на ул. Свердлова (вопреки нумерации они – соседние) объединились с родителями детишек, которые посещают детский сад № 86, расположенный во дворе этих домов. Вместе они борются со строительной фирмой "Амадеус", возводящей дом рядом с садиком. Заградительные сооружения будущей стройки начинаются буквально у входа в детское учреждение, в двух-трех метрах. Трудно поверить, что нет никаких нарушений. Тем не менее на собрании, куда пришли и родители детей, и жильцы домов № 7 и 17, заведующая детским садом заверила родителей: все документы в порядке, разрешение на строительство в Петрозаводской мэрии получено.

— С 2003 года эта территория выкуплена, садику не принадлежит, — сообщила заведующая собравшимся. — Мы согласуем режим строительства так, чтобы неудобства для садика были минимальные. Дети станут гулять с другой стороны здания.
В качестве обременения застройщики пообещали провести капитальный ремонт фасада здания садика, отремонтировать провалившееся парадное крыльцо, установить узорчатую ограду взамен старой, детские беседки, наладить освещение, построить детскую площадку и подъездные дороги, а также заменить вводы водопровода и канализации на совершенно новые. Но родители все равно не купились на, казалось бы, заманчивое предложение:
— Вы знаете, что такое стройка в России? – возмущались они. — Травмы в саду случались и без всяких строек! Кто даст гарантию, что наши дети в безопасности? Представьте: в нескольких метрах от садика будет стоять подъемный кран! А шум, а грязь?! Форточку же не открыть будет!
Жильцы соседних со стройкой домов тоже усмотрели в ней ущемление своих прав: они предполагают, что двор неизбежно урежут, детской площадки не станет, будут нарушены нормы освещения квартир, и "скорой", и пожарным машинам – случись что – просто не проехать. Люди направили обращения в прокуратуру, администрацию Петрозаводска и правительство республики. Кроме того, у здания мэрии прошел стихийный пикет, привлекший внимание заседавших депутатов. Те пообещали обратиться к городскому голове.
— Парадоксальная ситуация получается, — говорит исполнительный директор проекта Петр Аргутин. – Мы строим дом на фундаменте бывшей двухэтажной деревяшки. Ни на какие дворовые территории совершенно не претендуем, они нам ни к чему. Да, пока идет строительство, неудобства будут. Однако мы же все разумные люди, надо уметь договариваться. К примеру, жильцы домов № 7 и 17 на ул. Свердлова получат новую детскую площадку и новые вводы горячей воды – взамен старых. Для того чтобы к домам могла подъехать "скорая", мы хотели устранить преграду – вкопанные в землю колеса. Однако некоторые жильцы не согласились с предложением и предпочли написать жалобу, мол, подъезда к домам нет. Разве не проще было бы решить все мирно? Мы же работаем по закону, все разрешения получены, от обременений не отказываемся. Относитесь же и к нам по-человечески!
Тотальный надзор
Как говорит руководитель пресс-службы городской администрации Татьяна Хозина, народ, насмотревшись местных новостей про ужасы уплотненного строительства, начал звонить в мэрию по поводу и без: теперь уже любое строительство "под окнами" стало вызывать у граждан подозрение.
В связи с двумя рассказанными выше историями (впрочем, они выбраны лишь для примера) возникает несколько вопросов. Действительно ли были нарушены градостроительные нормы? Если нет, то кто и как это может доказать, чтобы люди поверили? И есть ли вообще смысл в борьбе со стройкой, на которую уже дано разрешение?
— Понимаете, в России слишком много надзирающих организаций – Роспотребнадзор, МЧС, Ростехнадзор – всего около двадцати, — с которыми нужно согласовать любую документацию, прежде чем начнется строительство, — объяснил "Карельской Губернiи" заместитель руководителя ЗАО "Карелпроект" Николай Щеперин. — Мы, например, просто не возьмемся проектировать объект с полученными от заказчика исходными данными, из которых заведомо ясно, что обеспечить требования нормативных документов не получится. Ведь утвердить такой проект во множестве инстанций будет невозможно. Для того чтобы говорить о нарушениях в готовом утвержденном проекте, нужны очень веские и конкретные доказательства. Это работа экспертов.
К кому обращаться?
— Все решения о предоставления земельного участка под строительство, принятые мэрией, поступают и в Петросовет, — рассказал главный архитектор столицы Карелии Евгений Таев. — Так что в любом случае есть смысл обратиться к вашему депутату (как это и сделали жители домов на ул. Балтийской и ул. Свердлова). А он, в свою очередь, сделает запрос к главе города, ему обязаны предоставить все документы. Можно записаться непосредственно ко мне на прием. Если же вы не доверяете специалистам городской администрации, обращайтесь в Минстрой, в Карелгосэкспертизу. Эти организации выносят окончательное решение о возможности строительства. И, конечно, последней инстанцией может быть суд! Недовольных уплотненной застройкой людей по-человечески понять можно. Но их недовольство должно быть законодательно обоснованным. Мне, может, тоже не нравится, что под моими окнами возводят девятиэтажный многосекционный дом! Но если есть разрешение на его строительство и не нарушены нормы, то возражать трудно.
Итак, строители, получив разрешение, могут спокойно заниматься своим делом, а те, кого что-то не устраивает, имеют право бороться со стройкой. Практика показывает: если люди знают, чего добиваются, и их требования логичны и обоснованны, шанс выиграть есть всегда. Пока сами строители не начнут относиться к местам застройки как к собственным дворам, отношение народа не изменится. Однако и нам с вами стоит идти на компромиссы. Несерьезно уверять, будто бы за каждым новым домом стоят взятки и личное расположение мэра. Городу нужно жилье. Поэтому давайте учиться договариваться – как положено цивилизованным людям.