Общество Когда крошка хлеба – яд

Надежда Меккиева
№22 (575) 30.05.2007

Все мы слышали про аллергию, но мало кто знает о таком заболевании, как целиакия. Это не занесенный ветром из Африки недуг, а порождение современной цивилизации. Целиакией называется полная непереносимость такого компонента пищи, как глютен, который, в частности, содержится в муке пшеницы, ржи, овса и ячменя.

В скрытом виде глютен есть в колбасе, котлетах, макаронах, кондитерских изделиях, полуфабрикатах и многих других продуктах. Больному целиакией запрещено есть большинство продуктов, изготавливаемых сегодняшней пищевой индустрией. Единственное лечение – строжайшая безмучная диета, за несоблюдение которой можно дорого поплатиться. Среди последствий ошибок питания – задержка роста и психического развития, диабет, онкология.

И не надо думать, что целиакия – редкая болезнь. В мире ею страдает приблизительно 0,5-1% населения. Есть такие больные и в Петрозаводске, причем многие из них – дети. И, к сожалению, родителям малышей приходится очень нелегко. Так, в столице Карелии нет ни одного специалиста, занимающегося проблемой целиакии, для постановки окончательного диагноза приходится ехать за пределы республики.

Самое страшное, многие люди, страдающие от целиакии, даже не догадываются об истинных причинах своего плохого самочувствия. Так, 11-летнему сыну Ирины Сыроежко верный диагноз поставили только полтора года назад. До этого же лечили от всевозможных желудочных заболеваний. Сейчас ребенок на строгой диете, ест исключительно дома, где у него специальное меню. К счастью, сын понимает всю серьезность заболевания и часто поражает взрослых удивительной стойкостью. По словам мамы, даже на днях рождения друзей ребенок удерживается от соблазна съесть что-нибудь сладенькое. Проблемы возникают с питанием вне дома, в школе мальчик не бегает в буфет на переменках, ребенка не отправить даже в лагерь на отдых.

С еще более серьезными трудностями столкнулась Евгения Маркова, мама 2-летнего малыша. Ребенка не берут в детский садик, поэтому Евгения вынуждена сидеть дома. К тому же готовить спецменю очень непросто. "Моя жизнь сейчас проходит между магазином и плитой,— говорит Евгения. – Можно порадоваться за тех женщин, дети которых ходят в садик".

Елена Пименова узнала о своем заболевании в сознательном возрасте, а до этого многие годы мучилась от неизвестных болей. Диагноз поставили меньше года назад в киевской клинике. Болезнь унаследовала и полуторагодовалая дочка Елены Марьяна.

Выпускаются специальные безглютеновые продукты, но они по карману не каждой семье: пачка макарон без глютена стоит больше 100 рублей, килограмм муки – 225 рублей, да и их-то можно купить только в Москве или Питере.

Со стороны государства больные целиакией не получают никакой поддержки. Им не дается инвалидность, не положено никаких денежных выплат. На письмо родителей министру здравоохранения Карелии пришел ответ, что будут рассмотрены предложения по выплате пособий малообеспеченным семьям, где есть дети, больные целиакией. И все. За рубежом же больных с подобным диагнозом обеспечивают безглютеновыми продуктами, в общепитовских меню часто встречаются особые "безопасные" блюда, а для детей открыты специальные садики. Подобная поддержка несчастных, для которых крошка хлеба – яд, осуществляется и в Санкт-Петербурге.

Сейчас пять карельских семей, столкнувшихся с целиакией, объединились в надежде привлечь внимание общественности к своей проблеме, справиться с которой в одиночку невозможно. Люди просят откликнуться тех, кому не понаслышке известно, что значит слово "целиакия". Они намерены помогать друг другу в общей беде, раз уж государство родное бездействует.

Контактные телефоны: Пименова Елена – 70-88-45, Сыроежко Ирина – 51-36-25.