
Рослые, загорелые, обветренные, с горящими глазами и широкими улыбками, собрались они воскресным вечером в зале арт-кафе "FM". Они – это яхтсмены, покорявшие волну и ветер на 36-ой Онежской регате. В этом году соревнованиям исполнилось 35 лет. Тридцать три яхты, главный губернаторский приз в 200 тысяч рублей, 6 гонок, 350 морских миль, 5 выбывших участников – сухая статистика этой регаты. Настоящая картинка складывается из впечатлений самих яхтсменов.
В зале шумно и весело. Оно и понятно. Разве могут яхтсмены, любящие свободу и стихию, тихо помалкивать в углу? Тем более сегодня – их праздник. Отовсюду слышны поздравления, смех, позвякивание бокалов.
Не присутствовали на общем награждении лишь несколько экипажей, которым погода помешала закончить соревнования. Регата этого года запомнилась серьезным штормом, начавшимся на третий день гонок. От взбесившегося ветра тогда пострадало много яхт, значительные поломки были у пяти —им пришлось сойти с дистанции. В числе пострадавших оказалась и питерская яхта "Глобус" капитана Андрея Никандрова, выигравшая первую гонку и лидировавшая в остальных. "В этом году Андрея просто преследуют неприятности: из-за поломки он не выиграл кубок Волги и вот опять…" — сокрушались "коллеги".
Победу в регате прочили именно "Глобусу". Однако выход яхты из соревнований дал шанс другому питерскому экипажу – "Куражу". Он и получил губернаторские 200 тысяч. "Мачты "Глобуса" сломало прямо на наших глазах, так как мы шли сразу за ним. Это позволило нам, в свою очередь, сориентироваться в ситуации, и нас не постигла такая же участь. Нам подкуражило, – беззлобно шутил капитан победившего "Куража". "Подкуражило" в этой регате в основном московским яхтам. Именно им досталось большинство призовых мест. Награждали по зачетным группам, которых было 6 (в каждой по три призовых места) плюс отдельно — гонка Open-800. Отрадно, что в последней второе место досталось петрозаводскому экипажу яхты "Экватор" (капитан Владимир Лукин).
Женская доля
В примету, что женщина на корабле – к несчастью, современные яхтсмены не верят. Присутствие прекрасной половины человечества в некотором роде даже приветствуется. "Девушка на яхте благотворно влияет на коллектив в целом, — говорит капитан яхты "Кураж" Валентин Наумов. – Мужчины начинают вести себя более сдержанно, меньше ругаться". По признанию капитана, когда на яхте одни мужики, атмосфера накаляется, может дойти и до тумаков. "В человеке в условиях борьбы накапливается отрицательная энергия, ее надо выплеснуть. Если все шишки валятся на мужчину, у него появляется агрессия. На женщину же шишки сыплются некрупные, и у нее нет ответного негатива. Обижается, конечно, но понимает, что это цена ее участия", — рассказывает Валентин Наумов, показывая на 19-летнюю Аню из их экипажа.
От участия в парусных соревнованиях женщин не отпугивают даже бытовые неудобства. Так, наличие туалета на паруснике не предусмотрено. Тяжелые погодные условия – тоже испытание не из легких. "Бывает, сидишь мокрая, замерзшая и думаешь: и чего я здесь забыла? Потом приходишь домой, и вроде отлегло. И снова приходишь на яхту", — говорит программист Юлия из экипажа яхты "Улисс".
Взаимоотношения с женщинами на суше у любителей паруса строятся сложнее.
"У меня уже пятая жена, – смеется капитан Валентин Наумов. – Какой же женщине понравится, что и летом, и зимой тебя нет дома".
Деньги на ветер
Яхтсмены часто шутят: "Представьте себе, что вы собрали всю одежду в доме, надели ее на себя и так встали под душ, а потом вышли и стали рвать деньги". Содержание яхты – дело очень затратное. Комплект парусов стоит где-то 6 тысяч долларов. А нужен не один. Так, яхта "Кураж" на Онежской регате потеряла 6 парусов.
"В парусном спорте мало спонсоров, потому что это не зрелищный вид спорта. А, к примеру, в Новой Зеландии —это спорт номер один", — говорит капитан "Куража". Трат действительно много. Одна из них – транспортировка яхты к месту соревнований на трейлере. Сотрудники дорожной инспекции спуска не дают. По словам Валентина Наумова, в Карелии трейлер останавливали чуть ли не на каждом посту и находили к чему придраться. Расставались, так сказать, полюбовно.
Природа выручила
Многие участники отметили, что регата этого года была более динамичной, так как уменьшилась протяженность гонки. Но в то же время короче были и промежутки между гонками. Вечером приехал с одной гонки, утром уже выходишь на следующую. А это крайне утомительно. С продуктами был напряг. Старпом Мария с "Призрака" вспоминает, что однажды к ним подошел катер, на котором не продавалось даже хлеба. Посетовали яхтсмены и на уменьшение числа соперников. Если раньше в одной гонке соревновались по 30 экипажей, то теперь — 6-7.
В целом же яхтсмены остались довольны Онежской регатой. Особенно заворожила карельская природа. Хвалили и ветер, очень непредсказуемый. "У нас на Балтийском море все более спокойно, ветер ровный, – говорит капитан Валентин Наумов. – Как говорится, лидеры выигрывают, "нелидеры" проигрывают. У вас все интереснее. Результат гонки всегда непредсказуем".