Общество Остаться в живых

Наталья Зайцева
№33 (586) 15.08.2007

Замдиректора известного петрозаводского театра "Творческая мастерская" Евгений Балалаев – большой любитель путешествий. Этим летом он решил отдохнуть на острове Крит: там нет жары, температура комфортная. Купил путевку у дружественного туристического агентства и поехал. Отпуск в целом прошел чудесно, за исключением одной детали – в последний день у Евгения Дмитриевича случился инфаркт.

— 12 июля я должен был улетать, а 11-го вечером почувствовал себя неважно, — рассказывает Евгений Балалаев. — Телефон в номере почему-то не работал. Я спустился вниз, в холл, и объяснил администратору, что у меня проблемы с сердцем. Положили меня на диванчик, сказали, что доктор через 15 минут прибудет. Приехал замечательный такой весельчак, немец, спрашивает, что и как. Я объяснил, что симптомы такие, как при сердечном приступе (два года назад был инфаркт). Поговорили о Достоевском, о демократии в России. Замечательно. Сделал он мне кардиограмму, сказал, что надо вызывать бригаду скорой помощи и тут же выписал счет на 80 евро за свой визит. Я объяснил, что я неплатежеспособен, что завтра вылетать. Но у меня есть страховка!

Забытый человек

Через 10 минут за русским туристом приехала греческая "скорая".

— Знаете, я сразу представил себя в роли пациента сериала "Скорая помощь": кислородную маску на лицо, бегом-бегом, с какими-то трубками, в отделение интенсивной терапии, реанимации, моментально два катетера, капельницы, подключение к монитору… Из русской туристической фирмы приехала девушка Наташа, я отдал ей страховой полис.

Первым делом девушка Наташа сообщила о происшествии страховой фирме Евгения Балалаева, чтобы та определила, является ли болезнь туриста страховым случаем или нет. Естественно, случай Евгения Дмитриевича оказался самым что ни на есть страховым и компания согласилась оплачивать расходы на его лечение. Но не все так просто. Врачи задержали русского туриста в больнице, запретив после инфаркта миокарда лететь на следующий день домой.

Все вещи Евгения Балалаева на тот момент были в гостинице, на мобильнике денег не осталось. Добрая работница турфирмы Наташа принесла больному самые необходимые вещи и позвонила по его просьбе в Петрозаводск – сообщить друзьям о случившемся.

— И вот двое с половиной суток я находился в реанимации, не вставая, без какой-либо связи с миром. Меня забыла уже и греческая фирма, которая меня принимала. Как мне потом другая девушка сказала: "Извините, Евгений, в наши обязанности входит вас встретить, накормить, разместить, предложить экскурсионные туры, но ответственности за ваше здоровье и вашу жизнь мы не несем. А несет ее ваша страховая компания".

Деньги, деньги

Ситуация страшная, странная и какая-то даже трагедийно-комедийная, как в фильме "Паспорт". Россиянин один в чужой стране, без денег, среди греков, большинство из которых плохо говорят по-английски, при этом он только что перенес инфаркт.

— Я просил персонал позвонить в греческую турфирму, чтобы мне оттуда привезли хотя бы вещи. "Нет, это невозможно, купите телефонную карту, на улице есть автомат – звоните". Я объясняю: у меня нет денег! "Ничем не можем помочь". Я говорю: "У каждого из вас есть мобильный телефон, неужели жалко 1-2 евро, чтобы я мог узнать свою дальнейшую судьбу?" Интересна и система питания в этой больнице. На завтрак — сухарик и либо стакан молока, либо стакан чая. На обед приносят курицу или мясо с каким-нибудь гарниром, напитков никаких. На ужин – просто гарнир (макароны, рис или картошка). И опять же никаких напитков. Я лежу, прошу пить. "Дайте деньги, мы сходим в буфет, купим вам воды и принесем".

Потом уже Евгений Балалаев узнал, что его друзья из Петрозаводска, Москвы и даже Финляндии все это время звонили в греческую клинику, но ее сотрудники просто отказывались звать к телефону Балалаева.

— В госпитале я захотел принять душ, — вспоминает Евгений Дмитриевич. – Подхожу на медицинский пост, говорю: "Будьте добры, дайте полотенце". "У нас нет полотенец". Я, говорю, хочу принять душ. "Из дома пусть принесут". Снимаю простыню, заворачиваюсь в нее после душа, отдаю мокрую на пост – никакой реакции. Ни вторую простыню не принесли взамен, ничего.

За два дня до выписки в клинику приехал доктор из греческой туристической фирмы, привез Евгению его вещи и дал ему 20 евро. Балалаев сразу стал звонить – друзьям, в страховую фирму, маме. Кстати, маме Евгения Дмитриевича его друзья специально сообщили "щадящую" версию: мол, ее сын на пути из Греции в Петрозаводск задержался в Москве – у бывшего директора "Творческой мастерской" Геннадия Залогина.

Выписка

В московском офисе страховой компании, как и положено в кошмарном сне, Евгения Дмитриевича долго соединяли с нужным ему менеджером. Пока в трубке играла музыка, очередная карточка успела закончиться. Евгений побежал за новой. В конце концов вежливый голос сообщил ему, что 18 июля, в день выписки, в 12 часов у ворот клиники его встретит машина, далее его разместят в отеле, а 21 июля за ним приедет врач и полетит вместе с ним до Петрозаводска. Впервые за долгое время Евгений Дмитриевич почувствовал облегчение.

18 июля Евгений взял анамнез на греческом языке, рецепт на лекарства, которые ему нужно принимать в ближайшие дни, и ровно в 12 часов дня вышел во двор ждать машину. Час, два… Машины нет. Евгений Дмитриевич звонит в страховую компанию:

— А что, вас сегодня уже выписывают? – спрашивает меня девушка по телефону. — Я вас сейчас соединю… Мне любезно сообщают: "Вы знаете, мы тут посовещались и решили, что ваша программа страхования не покрывает расходы вашего пребывания в Греции после выписки из больницы вплоть до репатриации в Россию".

Евгений Балалаев сел на ступеньках госпиталя. В чужой стране после инфаркта, 40 градусов жары, денег нет – хуже не придумаешь. Он позвонил Геннадию Залогину. Залогин связался с петрозаводским турагентством, и оно ближе к вечеру разместило своего горемычного клиента в той же гостинице, где он жил во время тура. Разместило в долг, под честное слово.

Голодовка в день рождения

По счастливому стечению обстоятельств в том же отеле отдыхала приятельница Балалаева. Наконец-то появилась возможность кому-то выговориться, на кого-то опереться. Теперь уже сами представители страховой фирмы стали звонить в отель, правда, с плохими новостями: они сообщили, что репатриация откладывается и Балалаев улетит домой не раньше 23 июля. Напомним, сначала предполагалось, что Балалаев полетит домой 21-го, в день своего рождения.

— У меня от бессилия опустились руки, — рассказывает Евгений Дмитриевич. – Я понимаю, как в подобных ситуациях люди становятся бомжами. Когда до тебя никому никакого дела нет совершенно. Я им сказал: "Для вас было бы идеальным, если бы я сдох и местные жители срубили бы мне из кипарисов гроб, привязали бы его к какому-то сухогрузу и куда-нибудь в Одессу доставили!" Я написал заявление, в котором сообщил, что я объявляю голодовку. Через час звонят из Москвы, из страховой фирмы: "Уважаемый Евгений Дмитриевич! Поздравляем вас с Днем рождения! Желаем вам крепкого здоровья!" Я говорю: у вас хватает цинизма произносить все это? "Ну что вы, вам нельзя волноваться, это правда, что вы объявили голодовку? При вашем здоровье…" А что вы сделали, чтобы позаботиться о моем здоровье? "Ну вот наконец компания утвердила план вашей репатриации в Россию. Скорее всего, 22-го ночью прибудет доктор, а 23-го вы вместе с ним полетите в Афины". Я говорю: "почему в Афины? В Москву!" — "Нам не удалось купить билеты на прямой рейс".

Три взлета и три посадки пришлось пережить человеку, перенесшему инфаркт. По-другому не получилось. С доктором, который волочил огромный дефибриллятор, Евгений Балалаев благополучно добрался до Шереметьево, где его встретила машина страховой компании и доставила во Внуково. До Петрозаводска Евгений Дмитриевич добрался живым и, насколько это возможно, здоровым.

Будет суд?

В петрозаводском представительстве страховой компании Евгений Балалаев рассказал свою историю и предложил компании "мировую" — то есть оплатить ему расходы на гостиницу, номер в которой он снимал фактически за свой счет после выписки из госпиталя, а также выплатить 1000 евро компенсации за моральный ущерб. Предложение туриста передали в головной офис компании. Там отказали. Балалаев решил подавать на компанию в суд.

Начальник отдела страхования выезжающих за рубеж карельского филиала страховой компании говорит:

— Все обязательства перед Евгением Балалаевым в соответствии с договором страхования выполнены: были оперативно оплачены его пребывание в стационаре, лечение и медицинская эвакуация в сопровождении врача в Россию.

Как только стало известно, что требуется медицинское сопровождение, из России в кратчайший срок вылетел врач с необходимым оборудованием. Он обеспечил квалифицированное сопровождение застрахованного.

То, что через 10 минут после вызова за русским туристом приехала греческая "скорая помощь", — большая удача: не будь у него страхового полиса, они бы вообще за ним не поехали. Именно благодаря наличию полиса ему была оказана экстренная медицинская помощь и он был вовремя помещен в стационар.

Что касается оплаты проживания в гостинице – находись Евгений Дмитриевич эти несколько дней, в течение которых греческие врачи не разрешали ему совершать перелет, в стационаре, а не в гостинице, его пребывание там было бы оплачено страховой компанией. В договоре страхования, с условиями которого он был ознакомлен при заключении, никакой компенсации за проживание в гостинице не предусмотрено.

По поводу жалобы на длительность и сложность перелета – на чартерные рейсы невозможно приобрести билеты для медицинской эвакуации лиц, не входящих в туристическую группу. Поэтому было принято решение лететь регулярным рейсом. На тот момент это оказалось возможным только из аэропорта Афин.

Повторюсь, мы оплатили все расходы на лечение и перелет его и сопровождающего его врача. Сумма расходов составила 218 тысяч рублей. Кроме того, страховая компания приняла во внимание состояние здоровья застрахованного и оплатила перелет его и сопровождавшего его врача до аэропорта Петрозаводска, а не до ближайшего международного аэропорта, как указано в договоре страхования, то есть до Москвы.

На момент интервью от Евгения Балалаева каких-либо письменных требований о компенсации за ненадлежащее выполнение обязательств по договору страхования в страховую компанию не поступало.