
Недавно финская газета Kainuun Sanomat опубликовала материал, в котором рассказывается, как в 1991 году президент России Борис Ельцин предлагал президенту Финляндии купить часть Карелии за 13 миллиардов евро. Правда ли это?
ФИННЫ НАДЕЯЛИСЬ НА ЕЛЬЦИНА
Разговоры о возвращении Карелии Финляндии привычны. Реваншистские настроения не чужды многим финнам, поэтому тема всегда пользовалась популярностью. По данным соц-
опроса, проведенного исследовательской организацией Gallup в декабре 2004 года, за присоединение Карелии к Финляндии выступали 38% всех жителей Финляндии.
Слухи о том, что первый президент России хотел продать часть Карелии, тоже не новы. Они родились, когда президент Борис Ельцин впервые посетил Финляндию и встретился с президентом Мауно Койвисто. Министр Макс Якобсон в интервью одному финскому интернет-изданию вспоминает, что Ельцин был настроен очень доброжелательно, поскольку понял, какой ущерб нанес Финляндии СССР. Якобсон считает, что если бы Ельцин пробыл у власти подольше, то, возможно, в "карельском вопросе" произошли бы какие-то перемены. Теперь же, при Путине, надеяться на это не приходится. "В настоящее время нет ни малейшей возможности получить Карелию назад. Вера в ее возвращение – просто утопия, — считает Макс Якобсон. — Если Россия согласится на пересмотр границ в одном месте, это потянет за собой другие аналогичные вопросы. Путин на это не пойдет".
КТО КОМУ ДОЛЖЕН
Говоря о возможной сделке между Россией и Финляндией, Kainuun Sanomat называет вполне конкретные территории. Речь идет о тех землях, которые перешли Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны. Это 10 процентов территории республики (на карте они заштрихованы. – прим. ред.): значительная часть карельского перешейка вместе с Выборгом и кусок Заполярья с Печенгой (Петсамо), дающий Финляндии выход в Баренцево море. Как утверждает финская газета, эти земли Борис Ельцин в 1991-1992 годах готов был продать за 13 миллиардов евро. В частности, якобы Геннадий Бурбулис, который в 1991-1992 годах являлся государственным секретарем и первым зампредседателя правительства РСФСР, в январе 1992 года сообщил финскому руководству, что у Москвы "есть определенные соображения по поводу Карелии". Более конкретные предложения были сделаны лично Мауно Койвисто. В ответ на такое предложение президент Койвисто вроде бы даже собрал группу экспертов. Секретная группа из десяти экспертов заперлась на военной базе Сандхамн, вычисляя политические и экономические последствия возможного соглашения.
И вычислили, что сделка того не стоит. Экономика Финляндии могла бы не выдержать тех затрат, которые требовались на восстановление запущенной инфраструктуры Карелии. 13 миллиардов – ерунда по сравнению с суммой, необходимой для доведения территорий до общего экономического уровня Финляндии: специалисты подсчитали, что для этого нужны 70 миллиардов евро. Кроме того, сообщает Kainuun Sanomat, Финляндия в то время собиралась вступать в Европейский союз, и перекройка границы могла сильно отдалить этот шаг. В общем, сделка не состоялась.
Тема восстановления инфраструктуры Карелии, кстати, в Финляндии поднималась и раньше. Например, в 2005 году вышла наделавшая много шума книга Вейкко Сакси "Возвращение Карелии". Ее автор считает, что Россия не только должна вернуть Финляндии Северное Приладожье, Карельский перешеек и Печенгу, но и возместить материальный ущерб, нанесенный финской стороне в ходе военных действий и в послевоенный период, и вернуть репарации. Экономист по образованию, Сакси подсчитал, что сумма репараций, выплаченных Финляндией Советскому Союзу, составляет по нынешнему валютному курсу около 4 миллиардов евро, а ущерб – 30 миллиардов евро.
ВРАНЬЕ?
Российская газета "Новые известия" сообщает, что бывший финский президент отказался комментировать скандальные слухи о переговорах с Борисом Ельциным, но и не опроверг их. Через своего помощника Мауно Койвисто сообщил, что "обнародованная информация не представляется ему знакомой". Спросить второго участника мифических переговоров – Бориса Ельцина – возможности нет. Зато бывший госсекретарь Геннадий Бурбулис категорически опроверг сообщение финской прессы.
— Это уже начинает раздражать, — сказал Бурбулис "Новым известиям". — Никогда подобной постановки вопроса – о передаче Финляндии каких-либо частей территории России – не было.
БИТВА ЕЩЕ НЕ ПРОИГРАНА
Обращаться за комментариями к каким бы то ни было специалистам в области международной политики нет смысла. Ответ всегда один: есть международный договор между Финляндией и Россией, в котором определены границы государств. Трудно представить, что должно произойти, чтобы Россия согласилась пересмотреть эти границы. В Финляндии все это прекрасно понимают, поэтому, как бы ни хотели финские обыватели заполучить назад карельские земли, современные политики даже в чисто популистских целях не говорят о возможном возвращении.
Лишь финский юрист Кари Сильвеннойен, кажется, нашел лазейку, через которую можно удовлетворить реваншистские мечты финнов. "Карельская Губернiя" уже рассказывала о нем. Кари Сильвеннойен призвал финнов отыскать у себя документы на недвижимость и земельные участки на Карельском перешейке и бороться в суде за возвращение своей собственности. То есть в случае успешного для финнов завершения дела земли останутся российскими, но фактически будут принадлежать финнам. Желающих вернуть свои бывшие хутора нашлось немало – финский адвокат представляет интересы 88 владельцев недвижимости на территории Карелии. Речь идет об участках общей площадью 2900 гектаров. Сначала Кари Сильвеннойен попытался рассмотреть дело в Европейском суде, но там ему отказали, отправив в суд российский. При этом финские власти не поддерживают Кари Сильвеннойена в его начинаниях. По крайней мере, год назад Финляндия заявила, что это частный вопрос и государство за ним не стоит.
ДАЖЕ ЗА АРКТИКУ СПОРЯТ
Михаил Гольденберг, историк, директор Государственного краеведческого музея РК:
— Любую территорию можно сделать спорной. Даже за Арктику уже спорят. Надо измерять любую территориальную проблему сегодняшними законами. Разговоры о всякой исконности – это сложные разговоры. Что такое "исконно русская" или "исконно финская" земля – большой вопрос. Великий российский историк Ключевский сказал: "Россия – страна, которая сама себя колонизует". Россия состоит из территорий, которые завоеваны и присоединены. Даже Новгород и Псков были присоединены силой. Начни заниматься этими паззлами — и весь рисунок рассыплется. Не думаю, что Ельцин думал о продаже части Карелии. Все-таки в его команде были вполне вменяемые люди.