Экономика До нового года живем спокойно

Наталья Зайцева
№44 (597) 31.10.2007

В России изо всех сил продолжают бороться с ростом цен. Сначала власти прибегли к таможенному регулированию: повысили вывозные пошлины на пшеницу и ячмень и понизили ввозные – на молочные продукты. Одновременно начали искать виноватых – предпринимателей подозревали в сговоре, производителей – в незаконном повышении цен. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, темпы роста цен с помощью этих мер удалось снизить. Теперь же правительство РФ приказало снизить и сами цены – на хлеб, молоко, кефир, растительное масло, яйца. Эти "народные" товары должны продаваться по ценам уровня 15 октября.

Заморозили цены

Соглашение с Минсельхозом России подписали крупнейшие российские производители продуктов питания и торговые сети ("Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк", "Солнечные продукты", "Юг Руси", Росптицесоюз и Молочный союз, "Ашан", "Лента", "Копейка" и др.). Соглашение касается хлеба черного и белого, молока не менее 1,5% жирности, кефира не менее 1% жирности, масла подсолнечного и яиц.

На региональном уровне происходит то же самое: соглашения о заморозке цен подписывают правительства субъектов федерации и местные сельхозпроизводители. В Карелии соглашение с правительством подписали 23 совхоза, 14 хлебозаводов и пять молочных комбинатов. Свою продукцию они обязались поставлять по ценам, действовавшим на 15 октября этого года. Правительство в свою очередь пообещало содействовать предприятиям в переговорах с энергетиками о снижении тарифов на электроэнергию для предприятий. В бюджет на 2007 год правительством были внесены поправки, увеличивающие субсидии на поддержку агропромышленных предприятий на 45 миллионов рублей. Однако предприятиям советуют не очень-то надеяться на помощь властей и снижать цены за счет "внутренних резервов" — следовательно, действовать себе же в убыток. Или в убыток потребителю: ведь кто знает, как отразится снижение себестоимости товара на его качестве?

Шок

Срок всех этих соглашений (принятых, безусловно, на благо малоимущих слоев населения) истекает 1 января. Это означает, что в новогоднюю ночь, буквально спустя месяц после ответственного момента — выборов, карета превратится в тыкву, и цены могут резко взлететь вверх. Специалисты прогнозируют эффект "сжатой пружины": ведь законы рынка продолжают действовать, несмотря на любые соглашения. Согласно элементарным правилам рыночной экономики, государство не должно быть субъектом рынка, а его участие в производстве и торговле должно быть минимальным. Этого не может не признавать и сам министр финансов России: в своем обращении к Совету Федерации он сказал, что не изменять законы рынка надо, а принять меры по сглаживанию "пикового, шокового роста цен".

— Вмешательство государства в экономику ограничено российским антимонопольным законодательством, — комментирует ситуацию глава карельского управления Федеральной антимонопольной службы РФ Елена Котелкина. — Соглашение органов власти с торговыми предприятиями и производителями подписано в силу специфики ситуации. Формально они имеют на это право, но пользоваться этим правом нужно с осторожностью. Заморозка цен – в условиях, когда по всем объективным показателям цены должны расти, – может привести к дефициту.

Дефицит

Впервые за много лет россияне снова услышали это слово не в контексте воспоминаний о советских временах. Дело в том, что цены выросли не из-за сговора "буржуинов" (в чем пытались было искать причину власти), а из-за того, что цены на продукты питания выросли во всем мире. Экономисты повсеместный рост объясняют стабильным ростом мировых цен на нефть – пропорционально ей дорожают все другие товары. Российские власти могут сдерживать кризисы, которые влечет за собой рост цен на нефть, но ничего не могут поделать с некризисным, равномерным повышением цен на продукты во всем мире. Тем более в ситуации, когда огромная часть продуктов питания не производится в России, а ввозится в нее из других стран. Например, доля импорта молочных продуктов – 17%, а конкретно масла и сыров – 40%.

В условиях заморозки цен производителям будет выгоднее производить те товары, цена на которые не регламентирована государством (предполагается, что они компенсируют свои потери именно за счет повышения цен на товары "премиум" класса – йогурты, творожные сырки и пр.). Следовательно, есть риск, что товары с искусственно заниженной ценой просто исчезнут с прилавков. Вероятность дефицита не так мала, как может показаться. По данным Министерства финансов РФ, потребление продовольствия в России за 7 лет выросло в 2,4 раза, а производство сельхозтоваров – всего на 20%.

Сговора нет

Что же делать? Единственно верный ответ – развивать производство. "Рост цен — это сигнал о необходимости расширения производства", — сказал Алексей Кудрин на заседании Совета Федерации 26 октября. Предъявлять претензии предприятиям, которые якобы незаконно взвинтили цены, особого смысла нет. Хотя желание властей найти козла отпущения плохо отозвалось для некоторых российских предприятий. Федеральная антимонопольная служба возбудила 40 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением. Монополистов искали и в Карелии. Но не нашли.

— По части выявления действий, запрещенных законом, ничего не выявлено, — сообщает глава карельского управления фАС России Елена Котелкина. — Монополистов в Карелии нет, а значит, и завысить цены незаконно они не могли. Российский антимонопольный закон – довольно либеральный. Но, возможно, скоро его изменят, и, чтобы признать монополистом, например, сетевую торговую компанию, достаточно будет, чтобы она занимала 12% рынка (вместо 50%).

— Речь еще шла о возможном сговоре товаропроизводителей. Эти подозрения не оправдались?

— Сговора тоже не было выявлено. Выявление таких сговоров – специфическая работа. У Антимонопольной службы России нет таких полномочий и опыта. Ведь, чтобы выявить сговор, нужно найти и разоблачить тайные действия, найти свидетелей, улики. В мировой практике антимонопольные службы имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия, но в России у ФАС такого права нет. К тому же почвы для такого сговора мы не видим. Слишком очевидны тенденции на рынке в масштабе страны.