
Николай Медведев – ведущий научный сотрудник Института леса Карельского научного центра, доктор наук. Уважаемый человек – и вдруг оказался на скамье подсудимых. Он не прячет от людей глаза и не отказывается встречаться с журналистами. Отказывается только понимать судью, который приговорил его к наказанию.
— Соседи снизу и нам, и другим жильцам не давали покоя уже давно. Их гулянки с громкой музыкой на всю ночь длятся уже не первый год, — рассказывает Николай Медведев. — Мы много раз обращались в милицию, но она либо не приезжала, либо топталась перед закрытой дверью злополучной квартиры. В любом случае толку было мало.
Тем поздним вечером Николай Владимирович оделся, чтобы пойти гулять с собакой, но сначала решил еще раз поговорить с соседкой, попросить ее выключить музыку и дать им с супругой банально выспаться. Женщина открыла дверь. Разговор велся в спокойном тоне, и дама пообещала приглушить звук. Но тут из квартиры вышли двое.
По словам Николая Медведева, появившиеся мужчины были явно физически крепче. Не говоря ни слова, они схватили его и потащили к лестнице.
— Единственная мысль в тот момент: "Сейчас будут кидать с лестницы", — вспоминает Николай Медведев. — Я пытался сопротивляться, но получалось не очень. Тогда я выхватил из кармана пистолет и начал стрелять.
Травматический пистолет "Оса" случайно оказался у Медведева с собой. Днем он на всякий случай брал его с собой на кладбище: опасался многочисленных свор бездомных собак, а вернувшись домой, забыл выложить его из куртки (хотя оружие для самообороны можно носить с собой постоянно).
ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ

Николай Медведев два или три раза выстрелил в одного из нападавших, но, по его словам, это не изменило ровным счетом ничего. Тот даже не ослабил хватку. Тогда Медведев ударил его рукояткой пистолета по голове. Но уже через секунду ему вновь пришлось стрелять, чтобы спастись от нападения второго мужчины. Если бы не этот выстрел, возможно, не было бы ни суда, ни этой публикации. Последняя выпущенная пуля попала агрессору в шею, пробила кожу, сломала хрящик гортани и провалилась в трахею, перекрыв бронх. Мужчина начал задыхаться. Соседка вызвала милицию и скорую помощь. Николай Медведев не возражал: знал же, что оборонялся.
Примчавшиеся на вызов ОМОНовцы долго разбираться не стали. Так доктор наук оказался в отделе милиции.
Следствие длилось год. Николаю Медведеву предъявили обвинение, но не в превышении необходимой самообороны, а в хулиганстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном из хулиганских побуждений.
Конечно, можно было позволить двум ухарям спустить себя с лестницы. Возможно, в этом случае Николай Владимирович отделался бы синяками и шишками, хотя не исключены и многочисленные переломы. "Что было бы, если бы…" — таких экспериментов никто не проводил. Хотя, позволь Медведев свернуть себе шею, сотрудники милиции наверняка бы иначе оценили "бытовую разборку".
А так… Доктор наук уверен: он боролся за свою жизнь. Следствие же посчитало, что он покушался на чужую. Государственное обвинение потребовало посадить Медведева на пять лет. Мол, исправлять нужно таких, опасен для общества.
КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ
Если изначально один из "пострадавших" признавал, что вышел и схватил Медведева за грудки, то в суде мужчина рассказал совсем другую историю. Мол, сидел с другом в квартире своей сожительницы, никого не трогал, пришел сосед, начал оскорблять его подругу. Он вышел, спросил: "В чем дело?", а в ответ в него выстрелили. Его товарищ услышал выстрелы, вышел посмотреть, что происходит, но в него тоже выстрелили. Друг и гражданская жена, разумеется, полностью эти слова подтвердили.
Суд согласился с тем, что у Николая Медведева имелись обоснованные претензии к соседям, и снял из обвинения формулировку "из хулиганских побуждений", оставив "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью".
В приговоре написано, что "об умысле" свидетельствует то, что Николай Владимирович выстрелил нападавшему в голову, тогда как это запрещено инструкцией по пользованию оружием самозащиты.
— Я не прицеливался и не задумывался о том, куда пуля может попасть, я пытался спастись, — говорит Медведев. Впрочем, если следовать логике судьи, получается, что сначала мужчина должен был побеспокоиться о том, чтобы ничего не угрожало жизни его обидчика, а уж потом защищаться.
Николая Медведева приговорили к 4 годам лишения свободы. К счастью, условно.
Суд наказал Медведева за причинение тяжкого вреда здоровью человека и не предпринял никаких мер для того, чтобы привлечь к ответственности его обидчиков. Теперь вам ясно, какой может быть "отдача" от выстрела? Вы защищали собственную жизнь? Вполне вероятно, для суда это не будет иметь ровным счетом никакого значения.
Во время разговора с Николаем Медведевым я вскользь поинтересовалась у него, как приобрести травматический пистолет.
— Не стоит, — усмехнулся Медведев. — Иначе однажды вы тоже можете оказаться на скамье подсудимых.
МОЖНО ТОЛЬКО ПУГАТЬ
Если строго следовать букве закона, то оружие, купленное для самообороны, практически невозможно применить. Лучше всего постараться напугать нападающего, а если не удалось, то попытаться нанести ему минимальные повреждения. Потому как на практике правомерное причинение вреда здоровью нападавшего органами следствия почему-то расценивается как умышленное. Возможно, это объясняется тем, что в законе нет четкого определения, какое насилие или угроза его применения являются опасными для жизни и здоровья. И решение о правомерности либо неправомерности применения оружия в той или иной ситуации отдается на откуп должностных лиц: следователя, дознавателя, судьи.
Кстати, по закону, если нападавшему нанесены телесные повреждения, в течение суток следует сообщить о самообороне в милицию. Но в этом случае, если свидетелей нападения нет, вам придется очень долго доказывать, что напали не вы, а именно на вас. Ведь обидчик обязательно напишет встречное заявление — мол, шел по своим делам, цветочки собирал, сонеты Шекспира вслух зачитывал, а тут какой-то псих с оружием объявился и в него стрелять начал.
Если же свидетели есть – это ненамного улучшает ситуацию. Свидетели обычно не обращают внимания на начало конфликта – их внимание привлекают только выстрелы. То есть свой рассказ они начнут с того, как вы принялись палить. К тому же свидетели, как в случае с Николаем Медведевым, могут и вовсе оказаться со стороны противника.
А здесь, как показывает печальный опыт, бессмысленно что-либо доказывать.
Грустно все это. Ведь оружие самообороны для того и придумано, чтобы защищать НОРМАЛЬНЫХ людей. Тех, кто кулаками махать не умеет и в последний раз дрался еще в средней школе. Что ж, судя по всему, гопники могут продолжать спокойно бродить вечерами по улицам в поисках "прикурить" и врубать по ночам музыку на полную катушку. А вот докторам наук лучше сидеть дома и помалкивать…
СТАТЬЯ 24 ЗАКОНА РФ "ОБ ОРУЖИИ"
"Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия".