
История о сегежской семье, в которой мать довела своих четверых детей до инвалидности (о чем "Карельская Губернiя" писала в середине октября (№41 10.10 – 16.10.07), без преувеличения, всколыхнула всю республику. Состояние двух младших сестренок – Насти и Зои, трех и пяти лет – повергло в шок социальных работников, случайно заставших девочек дома одних. Младшая девочка вообще не умела ходить и передвигалась по квартире ползком. Для нее на полу стояло блюдце с остатками еды – ребенка в семье кормили именно таким образом. Множественные переломы, которые впоследствии неправильно срастались, изувечили детские ручки и ножки на всю жизнь. Рахит, деформации позвоночника, кариес, шумы в сердце, грубая задержка развития, эндокринные нарушения – перечень диагнозов девочек занимает не одну страницу. Больные дети содержались в чудовищной грязи и антисанитарии.
Малышек изъяли из семьи и определили в детский дом еще весной этого года. Но только две недели назад 26-летнюю мать детей лишили родительских прав – на всех четверых детей. Как говорят в прокуратуре Сегежи, на этом санкции не закончены, и прокуратура будет добиваться признания виновности молодой женщины по статье, предусматривающей наказание за особо жестокое обращение с несовершеннолетними. Самое страшное наказание, которое ожидает мать, изувечившую своих детей, – это исправительные работы. По словам сотрудников прокуратуры, на суд Елена Крупина, мать детей, не явилась. Однако скрываться от правосудия она не пытается: куда она денется? Будет ли девушка пытаться обжаловать решение суда, сказать трудно, но, вероятнее всего, нет. В конце месяца она должна была везти среднего сына, инвалида детства, на обследование в Петрозаводск. "Раз меня лишили родительских прав, пусть теперь сами его везут!" – ответила Елена работникам реабилитационного центра на вопрос, собирается ли она в столицу с ребенком.
Настя и Зоя уже с лета живут в Сегежском детском доме. По словам директора учреждения Валентины Романенко, малышки значительно лучше выглядят и чувствуют себя. Младшая девочка научилась ходить, сестренки хорошо кушают, играют, общаются с детьми. О доме и о матери они не вспоминают. Как и мать о них – за время, что дети содержатся в детском доме, она навестила их один раз в начале осени. Больше не появлялась здесь ни разу.
23 ноября истекает срок, в течение которого Елена может обжаловать решение суда. Если она этого не сделает, а скорее всего, так оно и будет, старших сыновей (семи и десяти лет) тоже заберут в детский дом. Покидать родной дом, несмотря ни на что, ребята не хотят: старший мальчик заявил, что все равно убежит – ребенок с раннего детства привык бродяжничать.
Виновными в том, что несвоевременно заметили состояние детей в семье, которая восемь лет состояла на учете в Социальном центре помощи семье и детям как неблагополучная, были признаны директор центра, а также четыре сотрудника Сегежской детской поликлиники. Директора центра обязали выплатить штраф в размере двух тысяч рублей, медработники будут привлечены к дисциплинарной ответственности.
А дети останутся инвалидами на всю жизнь.