Общество Опасный грибок сжирает дом

Надежда Меккиева
№52 (605) 26.12.2007

Мой дом – не моя крепость. Под этим высказыванием подпишется каждый жилец петрозаводского дома по адресу: ул. Варламова, 15. Двадцать лет назад появился у них незваный гость – опасный грибок, превращающий деревянные стены в пепел. И с тех пор никак его выдворить за порог не могут.

Пепельный дом

Деревянный дом 1940 года постройки перенес несколько пожаров. В конце 70-х провели капитальный ремонт, да не шибко качественно. "Даже пострадавшие от огня балки не поменяли!" – жалуется жительница дома Галина Равнушкина.

Семья Равнушкиных переехала сюда 23 года назад. Условия проживания уже тогда оставляли желать лучшего. Жильцы решили провести экспертизу. Заключение Карельской лесной академии звучало неутешительно – дом заражен опасным грибком, который быстро разрушает древесину, превращая ее в пепел. Нужно было быстро принимать меры. Но никто на помощь не спешил, жильцов оставили наедине со своей бедой. За эти годы Галина Равнушкина написала сотни обращений в различные инстанции. В 1989 году дом на ул. Варламова признали ветхим. А через 7 лет в своих квитках по оплате коммунальных услуг люди обнаружили строчки – соцнайм и капитальный ремонт. Оказалось, дом больше не относится к ветхому фонду. "Послушайте, если дом был ветхим, то сам по себе он нормальным не станет! — эмоции переполняют Галину Равнушкину. – Я согласна платить. Но если государство сдает нам в наем гнилое жилье, то ситуация больше похожа на вымогательство. Тем более что услуг нам никаких не оказывается".

Дом №15 на ул. Варламова можно назвать забытым. Вот уже 20 лет течет крыша, в некоторых квартирах провисает потолок, у других зимой от холода зуб на зуб не попадает. "Посидишь в пятой квартире 10 минут, и ноги по колено замерзают, — говорит Галина Равнушкина. – Бедные жильцы снаружи дом снегом закидывают, и оттуда пар идет". Какие еще беды? Проводка древняя, вентиляции нет, канализация течет, стойкий запах сточных вод стоит в квартирах – перечислять можно долго. "Дом ходуном ходит. Стоит моим соседям сверху быстро пройти по комнате, у меня все трясется, – говорит Галина Равнушкина. – Живешь и думаешь: а вдруг рухнет?"

Опасный грибок продолжает пожирать древесину. Разрушительно влияет он не только на материал, но и на здоровье. Насморк или астматический бронхит – подобные диагнозы практически в каждой квартире. "Мы уже ни во что не верим. Нет у нас власти в Карелии, она у нас просто не работает. Видно, ждут, когда в один прекрасный день вместо дома будет братская могила", — говорит Галина Равнушкина. Отчаявшись получить помощь от власти, жильцы собрали деньги на адвоката и обратились в суд. Им предстоит долгая судебная тяжба. Удачи!

Спорить запрещено

Пока обитатели дома № 15 по ул. Варламова судятся, жильцы двухэтажного деревянного дома № 18а по ул. Бесовецкой собираются обратиться в администрацию президента. На местную власть надежд никаких. Об аварийном состоянии жилья люди пишут уже много лет, но от чиновников в ответ – одни отписки. "Лет пятнадцать назад, говорят, наш дом был списан. Но люди-то по-прежнему здесь живут", — рассказывает Надежда Семенкова.

В свое время было установлено: процент износа дома – 61. Однако мэрия считает его пригодным для проживания. Очередная комиссия сотрудников администрации собиралась в мае. На оглашение решения пришли жильцы дома. "Нас продержали в коридоре 40 минут. Потом заходит женщина и говорит: "Запомните, вы лишены права слова. Вам прочитают решение комиссии, и вы уйдете, — вспоминает неприятный эпизод Надежда Алексеевна. – Комиссия посчитала, что раз у нас в квартирах есть стиральные машины, значит, дом годен для проживания. А то, что у нас окна открыть нельзя, что печки развалились, никому и дела нет!" Интересно, согласились бы чиновники пожить в доме, построенном больше 50 лет назад, предельный срок эксплуатации которого в 2 раза меньше?

"Стены пустые, потолок обваливается, — в один голос возмущаются жильцы. – От печек толку нет, не прогревают помещение. Это просто картонный домик". "Я с честью прожила эту жизнь. Где бы ни работала, везде меня хвалили. Думала ли я, что на старости лет окажусь в таких условиях?" – вздыхает Надежда Семенкова.

Подобные истории могут рассказать тысячи жителей Карелии. А ведь благополучие каждого жителя страны начинается прежде всего с дома – теплого, надежного, в котором не опасаешься за свои жизнь и здоровье. Думаем, именно такие жилища у большинства наших чиновников. Так, может, хватит равнодушно взирать на беды тех, кому повезло меньше?