Политика Потерпевших не нашли

Арина Громова
№3 (608) 16.01.2008

Громкое уголовное дело закончилось тихо. Депутата Петросовета, лидера фракции "Единая Россия" и бизнесмена Дмитрия Макеева обвиняли в трех преступлениях, два из которых считаются особо тяжкими. А вот наказание за них просили особо мягкое – всего-навсего штраф.

Злоупотребил и растратил?

Дмитрия Макеева обвиняли по двум статьям Уголовного кодекса – в растрате и злоупотреблении служебными полномочиями. По версии следствия, эти преступления Макеев совершил, когда работал генеральным директором государственного предприятия "Лесинвестэкспорт". Контракт, заключенный "Лесинвестэкспортом" с Макеевым, гласил, что директору предприятия запрещается занимать управленческие должности на других предприятиях или самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, несмотря на запрет, Дмитрий Макеев учредил в Финляндии собственную фирму "Мир леса", в которой являлся учредителем, действительным членом правления и одним из основных акционеров. Мало того, он организовал через нее экспорт леса, выделенного для финансирования республиканских инвестиционных программ. По версии следствия, это привело к тому, что Макеев получил прибыль, а государственное предприятие, которым он руководил, недополучило. При этом ущерб, нанесенный "Лесинвестэкспорту", в том числе в виде упущенной выгоды, составил, по официальной версии, свыше полумиллиона рублей.

Макеева обвиняли в том, что при наличии у "Лесинвестэкспорта" задолженности перед Минфином Карелии деньги от реализации леса он "отвлекал в собственный хозяйственный оборот предприятия". В частности, на покупку дорогостоящих автомобилей иностранного производства. По версии следствия, деньги "Лесинвестэкспорта" нецелевым образом были потрачены и на подготовку проектно-сметной документации на строительство производственного объекта и на оформление деловых виз на въезд в Россию 188 гражданам, среди которых были и несовершеннолетние дети! По документам все эти люди являлись работниками финской посреднической фирмы Макеева, хотя на самом деле не имели к ней никакого отношения, так же как не имели отношения и к деятельности "Лесинвестэкспорта".

Макееву вменялось в вину также то, что он ненадлежащим образом исполнял обязанности по контролю за соблюдением правил лесопользования при заготовке и реализации заготовленной древесины, из-за чего лесопользователя – УКС при Минстрое РК – оштрафовали на общую сумму свыше 6 миллионов рублей.

Дмитрий Макеев свою вину ни по одному из эпизодов не признал. Он заявил, что вся его деятельность была направлена лишь на то, чтобы "Лесинвестэкспорт" мог нормально работать. По его словам, посредническая фирма в Финляндии только для этого и создавалась, и ни о какой личной выгоде и речи идти не может. Правда, подсудимый так и не смог объяснить суду, зачем впоследствии он ввел в правление фирмы свою жену, которая, кстати, получала там приличную зарплату.

Мягкое наказание

Сторона обвинения уверена, что вина подсудимого нашла свое подтверждение по всем эпизодам. При этом наказание подсудимому просилось довольно странное.

— Макеев совершил одно не- тяжкое преступление и два тяжких, — сказала в своей речи государственный обвинитель. — Считаю возможным назначить самое мягкое наказание, которое предусмотрено данными статьями. А именно – штраф.

Представитель прокуратуры попросила оштрафовать Макеева на 350 тысяч рублей и удовлетворить иск прокурора к подсудимому на сумму более 7 миллионов рублей.

Адвокат депутата, напротив, уверена, что никаких доказательств вины ее подзащитного нет.

— По моему глубокому убеждению, обвинение само не очень понимает, в чем оно обвиняет Макеева, — заявила на суде защитник.

По словам адвоката, став членом правления и акционером финской фирмы "Мир леса", Макеев, безусловно, нарушил контракт. Однако максимальное наказание, которое грозило ему за этот проступок, – увольнение.

— Нет никаких доказательств, что Макеев хоть евро получил с финского "Мира леса". По документам вся выручка фирмы шла на счет "Лесинвестэкспорта", — говорит защитник. — Следствие признавало потерпевшим сначала лично министра финансов Колесова. Он три месяца потратил, чтобы отбиться от этого. Потом та же ситуация была с Управлением капитального строительства, Министерством финансов, Министерством строительства и Министерством госсобственности. Следствие не доказало, что конкретно какой-либо структуре был причинен ущерб.

История с потерпевшими действительно на протяжении всего судебного процесса выглядела нелепо. Государственное учреждение Управление капитального строительства при Минстрое РК, которое изначально заявляло гражданский иск на сумму более 12 миллионов рублей, в судебном заседании от своих исковых требований внезапно отказалось. Представитель предприятия объяснила это тем, что УКС полностью финансируется из республиканского бюджета и не занимается деятельностью, позволяющей получать самостоятельные доходы. Поэтому, дескать, действия руководства "Лесинвестэкспорта" не могли причинить Управлению капитального строительства материального ущерба.

Не смогло назвать ущерб от действий Макеева и Министерство финансов Карелии.

— Мы не подтверждаем и не оспариваем убытки, — пояснил на суде представитель Минфина. — Таких выводов никто не делал. Но если ущерб причинен казне, то есть государству, интересы государства должна представлять прокуратура.

Чем, собственно, дело и закончилось. Иск предъявил прокурор.

— Прокурор, видимо, уже от отчаяния его написал, — резюмировала защитник.

Судимым будет

Суд посчитал доказанной вину Макеева лишь в одном преступлении – в злоупотреблении должностными полномочиями. В том, что, возглавляя государственное предприятие, он нарушил условия контракта и создал посредническую фирму в Финляндии, из-за чего "Лесинвестэкспорт" потерял 560 тысяч рублей. Все остальные эпизоды судья сочла недоказанными.

Макеева, как и просила государственный обвинитель, оштрафовали. Правда, не на 350, а всего на 150 тысяч рублей. Но и этот приговор депутата не устроил. Сразу после его оглашения Дмитрий Макеев сообщил, что будет обжаловать это решение в Верховном суде.

— 150 тысяч – большие деньги, — пояснил он.

Возможно, дело вовсе не в сумме штрафа. Дмитрию Макееву нужен был только оправдательный приговор. Иначе он рискует потерять депутатский мандат. Согласно Уставу Петрозаводска, лица, имеющие судимость за уголовное преступление, не могут являться депутатами. Правда, сам Дмитрий Эдуардович уверен, что независимо от того, отменят приговор городского суда или нет, он все равно останется депутатом. Мол, при неудачном для него варианте ему всего лишь придется поторопиться с выплатой штрафа, после чего он уже будет считаться несудимым. Однако есть и другая точка зрения на эту ситуацию. В Уголовном кодексе России четко сказано: "Судимость в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, погашается по истечении одного года после отбытия наказания". В данном случае – после уплаты штрафа.