Политика История (одного, второго) третьего дела

Нина Усова
№6 (611) 06.02.2008

Некоторые проправительственные издания неожиданно выступили с защитой бывшего руководителя Дорожного комитета Владимира Корниенко. На него заведено два уголовных дела. Первое – по превышению должностных полномочий (именно во времена его руководства Дорожным комитетом случилось дело об "исчезнувшем" 41 миллионе). Второе связано уже с деятельностью Корниенко на посту председателя Госкомлеса.

Также на минувшей неделе немало шума вызвало предъявление обвинения председателю Петрозаводского горсовета Василию Попову, одному из самых "неспокойных" политиков республики. Электронные СМИ не пожалели для этой информации эфирного времени. Что понятно: Попов, который уже более десятка лет и в прессе, и с депутатских трибун борется с коррупцией в республике, является, пожалуй, самым "нелюбимым" политиком как лично губернатора Сергея Катанандова, так и его окружения.

История одного уголовного дела, по которому Попову предъявлено обвинение, тянется еще с 2006 года. Тогда, на осенних выборах в Законодательное собрание и на пост мэра Петрозаводска, битвы шли нешуточные. На большинство мест в республиканском парламенте претендовали две группы кандидатов: одна шла под портретами Сергея Катанандова, вторую – партию "Яблоко" — возглавлял Василий Попов. Попов же считался одним из основных претендентов на пост мэра города. Губернатор и его окружение прекрасно понимали, что их ждет, если хотя бы половина депутатов в ЗС пройдет от партии "Яблоко". Известное своей антикоррупционной направленностью "Яблоко" обещало избирателям, что каждый бюджетный рубль будет под контролем, а недра и леса республики не будут отдавать частным лицам за бесценок. Попова хотели остановить любой ценой.

Именно тогда, осенью 2006 года, один из ближайших соратников губернатора Андрей Мазуровский обращается в прокуратуру республики с заявлением, что Василий Попов вымогал у него деньги. Следователь оснований для возбуждения уголовного дела не находит, и Андрею Мазуровскому отвечают отказом. Тогда в Генеральную прокуратуру России уходит письмо за подписью депутатов Госдумы от партии "Единая Россия" с жалобой на бездеятельность прокуратуры. А из Генеральной прокуратуры приходит указание карелам получше разобраться. Уголовное дело по Василию Попову все-таки пришлось возбудить.

Разумеется, все эти события сопровождаются шумихой на телеканале "Ника плюс", который контролирует Андрей Мазуровский. Но, несмотря на мощный "черный" пиар, рейтинги карельской партии "Яблоко" и ее лидера Василия Попова продолжают расти. Жители республики помнят, что региональное "Яблоко" все годы "капитализации" защищало интересы людей, а не чиновничества и бизнеса. Тогда "Яблоко" просто снимают с выборов – нет конкурента, нет проблемы. Большинство в карельском парламенте получают депутаты, послушно голосующие за предложения губернатора. Миллионные кредиты частным фирмам выдаются, участки леса и лицензии на разработку недр выделяются как из рога изобилия.

Весной 2007 года Петрозаводск оказывается на пороге новых выборов – в Петрозаводский городской Совет. Побеждают на них Василий Попов и его единомышленники — большинство в новом Петрозаводском Совете составляют независимые от губернатора и других ветвей власти депутаты. Попова избирают председателем Петросовета, согрев сердца десятков тысяч избирателей, проголосовавших за него на выборах мэра.

Новый Петросовет начинает работать в мае, а летом Карелию "накрывает" очередной коррупционный скандал, прогремевший на всю страну. Исполняющий обязанности министра промышленности и природных ресурсов республики Валерий Панов задержан при получении взятки в 46 миллионов рублей. Правоохранительные органы считают, что эти деньги Панов получил за незаконную перепродажу лицензий на разработку недр в Карелии. Все чаще звучат обвинения: в экономическом застое республики виноваты коррупция, нечестная конкуренция, неумелое руководство.

Между тем прокуратура, потратив несколько месяцев на расследование дела против Попова, вынуждена прекратить его: слова Мазуровского о вымогательстве не нашли своего подтверждения. Не согласный с таким поворотом дела соратник губернатора подает в суд. Но Петрозаводский городской суд, а затем и Верховный суд Карелии отказывают Мазуровскому в его жалобе (и это несмотря на то, что российские суды часто обвиняют в подчинении исполнительной власти). По мнению судей, дело прекращено обоснованно.

20 сентября 2007 года Петросовет принимает на внеочередной сессии Обращение к Президенту России. 42 депутата попросили Владимира Путина назначить в Карелию другого губернатора, который остановит рост коррупции в регионе.

Удивительное совпадение: после принятия Обращения Следственный комитет при прокуратуре республики вновь открывает уже забытое дело о вымогательстве. В который раз вызывают на допросы свидетелей и самого Попова.

В это же время Сергей Катанандов просит прокуратуру завести еще одно уголовное дело: он считает, что был оклеветан в Обращении к Президенту страны. И тогда Василий Попов просит признать его обвиняемым или подозреваемым по этому делу. Вызывая огонь на себя, он не только защищает тех 42 депутатов, которые подписали Обращение к Президенту страны, но и вносит новый поворот в дело. Теперь прокуратура, вместо того чтобы искать виноватого, должна проверять факты коррупции, изложенные депутатами в Обращении.

Василий Попов не впервые попал в разряд "клеветников" на Сергея Катанандова. Весной 2002 года вместе с депутатом Госдумы Артуром Мяки он написал открытое письмо к жителям Карелии. В письме приводились примеры того, как нечестно ведется предвыборная борьба на пост главы республики, как оппонентов Сергея Катанандова поливают грязью в проправительственных СМИ. Тогда, шесть лет назад, Сергей Катанандов также потребовал возбудить уголовное дело по клевете. Газетная шумиха и череда допросов закончились ничем – дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

На минувшей неделе прокуратура республики предъявила обвинения Василию Попову. Причем два дела – старое по заявлению Мазуровского и новое по клевете на губернатора — были объединены в одно.

В деле о клевете Василия Попова, по сути, обвиняют в том, что председатель Петросовета, подписав сопроводительное письмо к принятому сессией Обращению, распространил заведомо неверные сведения. Однако и Устав города, и должностные полномочия председателя ОБЯЗЫВАЮТ его сделать это. Если суд примет доводы прокуратуры, получится, что любой председатель парламента или Совета вправе не исполнять коллективные решения депутатов, то есть саботировать работу представительного органа.

Обвинить Попова в клевете сложно еще и потому, что он сам да и депутаты, подписавшие Обращение, убеждены: они сообщили Президенту страны правду. По их мнению (которое, думаю, поддерживают многие жители республики), в Карелии коррупция расцвела пышным цветом, и эти "цветы" пора выдирать с корнем.

На прошлой неделе жители республики были удивлены, что под защитой проправительственных СМИ вдруг оказался высокопоставленный чиновник Владимир Корниенко.

При нем в Дорожном комитете возникло дело "об исчезнувшем 41 миллионе", а он не только избежал тогда суда, но и занял пост председателя Госкомлеса. К делу снова вернулись только тогда, когда Петросовет привел этот пример в своем Обращении к Президенту страны. Не менее яркий пример, когда чуть не развалилось прямо в суде дело Дмитрия Макеева. Чиновники из двух министерств – строительства и финансов – вдруг отказались от своих претензий к подсудимому. А ведь счет шел на миллионы рублей, которые, по мнению следствия, недополучил бюджет!

Зато, как показывает история, стоит Василию Попову начать очередную атаку на коррупцию в Карелии – как против него громко заводят уголовное дело, которое долго длится и которое потом тихо закрывают. Но, как ни парадоксально это звучит, шумиха, направленная против Попова, множит ряды его сторонников. И только он сам знает: каково это, постоянно быть под прицелом прокуратуры, недобрых глаз телекамер, оценивающих взглядов: "Выдержит?". И только люди, знающие его близко, видят, сколько мужества в этом человеке, который прямо идет по дороге, выбранной много лет назад.

Василий Попов:

— Я с нетерпением жду суда. Хочу, чтобы суд поставил точку: Попов никаких преступлений не совершал!

Мало кто сегодня помнит, что в 1999 году в отношении администрации Олонецкого района, где меня избрали мэром, было возбуждено пять уголовных дел. Сопровождалось все это газетной шумихой. Следствие длилось восемь месяцев, восемь месяцев меня и моих единомышленников, коллег вызывали на допросы. Все дела были прекращены из-за отсутствия состава преступления.

Петрозаводчане и жители республики знают: я – человек с активной позицией, привык открыто высказывать свою точку зрения, хочу многое изменить и в Карелии, и в Петрозаводске. Когда вступаешь в борьбу с коррупцией, нужно понимать – у тебя появятся влиятельные и высокопоставленные враги. Я это понимал и понимаю. И, думаю, люди понимают: если бы Попов действительно нарушал закон, то уже давно был бы осужден.

Мы все знаем, что на суд можно оказать давление и это давление часто оказывается. Но даже если наши местные суды – Петрозаводский и Верховный – примут решение не в мою пользу, я уверен: либо Верховный суд России, либо Европейский суд меня полностью оправдают.

Ряд политиков федерального масштаба обратились ко мне с предложением вмешаться, оказать помощь. Но я считаю это преждевременным. Я убежден в своей правоте.