Общество Суд Линча

Александр Фукс
№6 (611) 06.02.2008

Один человек забил другого человека насмерть. Сейчас об этом много пишут. Судачат и обсуждают. Мастер спорта по боксу Александр Кузнецов увидел, как педофил насилует его 9-летнего пасынка. В новогоднюю ночь. В подъезде их дома. Кузнецов с мальчиком собирались попускать петарды, ребенок выбежал на минуту раньше и исчез. Час поисков, нервов, страха, отчаяния, а потом разбросанная одежда по подъезду и... это кошмарное зрелище. Боксер бил насильника – двадцатилетнего студента из Узбекистана – до тех пор, пока не убил.

Теперь Кузнецова должны судить. Общественное мнение поднялось на его защиту. Самый главный самодеятельный судья страны, герой-убийца нерадивого швейцарского авиадиспетчера Виталий Калоев публично протянул Кузнецову руку дружбы. Таким образом, нам дают понять, что бывают ситуации, когда можно убивать самому, без суда и следствия.

Очень непростая тема. Где грань между судом Линча и убийством в состоянии аффекта? Неумышленным лишением человека жизни и продуманным актом самосуда? Разница есть, но перед нами ее пытаются как-то незаметно стереть. Кузнецов, видимо, находился в таком состоянии, что не контролировал себя. Наверное, он не хотел убивать этого человека. Калоев же, сколько бы ни говорил, что тоже не хотел убивать диспетчера, пришел к нему в кабинет с ножом. Спустя год после трагедии. Скорее всего, с холодной головой. Да, то, что он пережил, ужасно. Из-за ошибки этого швейцарца он потерял самых близких людей. Можно было ратовать за освобождение Калоева и радоваться его возвращению. Его можно понять. Но делать из него национального героя, заместителя министра строительства Северной Осетии – иными словами, пример для подражания, уже как-то чересчур.

Промахнулись украинские военные и во время учений сбили пассажирский самолет, летевший над Черным морем. Стоит ли родственникам погибших найти того артиллериста и повесить его на ольхе? А как бы мы посмотрели на то, если бы какой-нибудь кореец зарезал советского генерала, в свое время приказавшего сбить южно-корейский пассажирский лайнер? Или если бы родственники погибших в автокатастрофах людей самолично топили виновных водителей в прорубях?

Где грань? Рядом с интернетовским текстом про Кузнецова находится заметка про англичанина, который убил своего соседа за то, что тот "ласкал ноги его дочери". Дочь пришла домой и сообщила отцу, что сосед, гад такой, гладил ей ноги. Тогда отец не долго думая взял пистолет, пошел к соседу и выстрелил ему в глаз. Дескать, я слышал, что ты трогал за ноги мою дочь! Умри же, гадская рожа! Бах-баба-бах!!! А некий аргентинец, узнав, что его сына вроде бы пытался изнасиловать аргентинский бомж, нашел этого бомжа и кастрировал кухонным ножом… Или вот простая украинская женщина из местечка Барановичи зарезала своего мужа, потому что он отдал много гривен за билет на концерт Пугачевой. Муж в пылу дискуссии сознался, что любит нашу Аллу Борисовну больше жены. И тогда супруга из Барановичей впала в состояние аффекта и свершила над ним свой суд, суровый и беспощадный.

Я, в общем-то, все это к тому, что стоит признать даже самый праведный самосуд предметом национальной гордости – и остановить этот процесс уже будет сложно. Вендетта станет неотъемлемой частью нашей жизни. Мужья поспешат убивать жен, жены – мужей, водители – гаишников, школьники – учителей, соседи – соседей, а сталевары уже бросят наконец в мартен начальника цеха. Потому как хочется, а повод всегда найдется.