Тема номера МВД под подозрением

Сергей СТЕПАНОВ
№8 (613) 20.02.2008

Тема с украденными у МВД Карелии метрами жилой площади получила неожиданное продолжение. Сотрудники министерства оказались замешанными в очень некрасивой истории.

Напомним, министр внутренних дел Игорь Алешин заявил о преступлении, к которому якобы причастны строительная фирма "Сана" и, возможно, сотрудники самого министерства. По словам Алешина, в свое время "Сана" через фиктивный конкурс стала застройщиком на земле, выделенной МВД. Тогда же с фирмой подписали договор долевого участия в строительстве, из-за которого министерство сейчас "недополучило" 2000 квадратных метров жилья. По этому поводу недавно возбудили уголовное дело (статья "Ограничение конкуренции").

Директор фирмы "Сана" Анатолий Шмаеник рассказал, что лично с ним на тему "украденных метров" министр говорить не пожелал, делом занимались его заместители. Переговоры, по словам Анатолия Шмаеника, велись в довольно странном ключе. Так, например, никто не грозился доказать свою правоту в арбитражном суде, не ссылался на документы, не уличал в обмане. Оно и не удивительно – в договоре, заключенном в свое время между МВД и "Саной", было четко прописано, сколько метров по окончании строительства фирма должна отдать министерству: 430 квадратных метров! И их "Сана" уже передала МВД.

Как свидетельствует директор "Саны", ему объяснили, будто бы "правила расчетов" изменились, поэтому он и остался должен министерству еще 2000 квадратных метров. При этом, утверждает Анатолий Шмаеник, ему недвусмысленно дали понять: если он отдаст министерству квартиры, то никаких проблем с правоохранительными органами у него не будет. В противном случае…

"Спонсорская помощь"

Передавать дополнительные 2000 "квадратов" "Сана" отказалась. И надо же так совпасть – против фирмы стали возбуждать уголовные дела, одно за другим.

Между тем в этой неоднозначной истории начали появляться шокирующие подробности. По словам Анатолия Шмаеника, на одной из встреч представители МВД скорректировали свои требования.

"Мне продиктовали следующие условия: помимо 2000 квадратных метров "Сана" должна оказать Министерству внутренних дел еще и "спонсорскую помощь" в размере 11 миллионов рублей, – говорит Анатолий Шмаеник. – И намекнули, что торг здесь не уместен: мол, от сговорчивости "Саны" зависит дальнейшее "плодотворное сотрудничество".

У директора "Саны" создалось впечатление, что действия сотрудников МВД Карелии очень напоминают вымогательство. Это обстоятельство вынудило его написать заявление в следственный отдел СУ Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Карелии. К заявлению прилагался диск с записями переговоров, во время которых, по словам Анатолия Шмаеника, у него вымогали деньги и квартиры. В результате проверки по его заявлению в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников МВД было отказано, но с оговоркой, что в настоящее время просто не получены все интересующие следствие сведения. "При получении таких сведений, – говорится в документе, – будет рассмотрен вопрос об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и проведении дополнительной проверки". Однако и предварительная проверка дала ясно понять, что действия сотрудников МВД Карелии несколько расходятся с законом.

Вот цитата из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:

"Исходя из собранных на момент принятия данного решения материалов, изучив изложенное в договоре участия в долевом строительстве от 27 декабря 2001 года, последующие к нему изменения и дополнения, орган предварительного следствия считает, что вышеуказанные, озвученные Шкулепой С.К. (заместитель министра МВД РК. – Прим.авт.) требования о передаче фирмой "Сана" 2000 кв.м жилой площади и 11 000 000 рублей незаконные, так как не основаны на законе, не прописаны в договоре и изменениях к нему".

Министр не в курсе?

Мы уже писали, что о фактах вымогательства Анатолий Шмаеник сообщил в письме и Игорю Алешину, выразив надежду, что министр просто не в курсе того, что происходит. Анатолий Шмаеник просил министра оградить его от давления и угроз и дать правовую оценку действиям своих подчиненных. Ответа самого Алешина не последовало. Вместо него за подписью заместителя министра пришло письмо в стиле лучших бюрократических традиций.

"Указанные в вашей жалобе должностные лица УБЭП (те, кто, по словам Анатолия Шмаеника, вел с ним переговоры. – Прим. авт.) привлекались ОСБ МВД по РК в качестве специалистов, – говорится в документе. – Должностные обязанности заместителя министра Шкулепы С.К. (он также, по словам Анатолия Шмаеника, участвовал в переговорах. – Прим.авт.) определяют разрешение возникающих вопросов по финансово-хозяйственной деятельности Министерства и не включают в себя проведение оперативно-разыскных (орфография сохранена. – Прим.авт.) мероприятий и контроль за этой деятельностью".

Надо понимать, это и есть правовая оценка действий представителей МВД?

Информационная война

7 февраля было возбуждено еще одно – уже третье уголовное дело, к которому строительное предприятие "Сана" имеет непосредственное отношение. На этот раз по статье "Незаконная предпринимательская деятельность с извлечением дохода в особо крупном размере". Как только это произошло, министерство сразу же сообщило об этом общественности.

"В ходе проверки было установлено, что строительная организация "САНА-строй" больше года осуществляла предпринимательскую деятельность (вела строительные работы. – Прим.авт.), не имея лицензии, – говорилось в сообщении МВД. – Сумма дохода фирмы за произведенные работы составила более 17 миллионов рублей. Отсутствие лицензии делает эту сумму незаконно извлеченным доходом, причем в особо крупном размере".

"Создается впечатление, что МВД начало информационную войну, чтобы сформировать негативное общественное мнение, – говорит Анатолий Шмаеник. – По моему глубокому убеждению, все силы МВД, вплоть до ГАИ, брошены на то, чтобы на примере "Саны" дать урок всему карельскому бизнесу. Об этом говорят поспешность и крайняя юридическая безграмотность в возбуждении "непрофильных" для милиции дел. Специалисты крайне удивлены тем, что пострадавшая сторона (а МВД считает себя пострадавшим) может вообще сама вести следствие. По этой логике МВД должно и вынести приговор. Это противозаконно и просто абсурдно. Также непонятно, почему никто из должностных лиц МВД "не захотел" изучить законодательство о лицензировании и убедиться в отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела (в инкриминируемый период произошла отмена лицензирования). Не знаю, сколько еще уголовных дел будет возбуждено, но то, что делается сейчас, однозначно направлено на дискредитацию деловой репутации строительной организации и нанесение ущерба ее коммерческой деятельности".

Исключений не будет?

Позиция карельского МВД по данным уголовным делам была официально озвучена руководством, несмотря на то, что в одном из дел фигурируют бывшие сотрудники МВД. "Мы открыто об этом заявили и в дальнейшем готовы публично информировать граждан о ходе расследования, а по окончании суда назвать имена виновных, – говорилось в распространенном МВД Карелии сообщении. – Еще раз хочется напомнить: за нарушением закона должна следовать ответственность, и исключений ни для кого не будет, ни для коммерсантов, ни для государственных чиновников, а в данном случае, возможно, и бывших сотрудников МВД Карелии".

Учитывая готовность министерства публично информировать граждан о своей работе, "Карельская Губернiя" обратилась к министру с просьбой изыскать возможность для встречи нашего журналиста с сотрудниками его ведомства. Мы надеялись получить комментарий представителей МВД, компетентных в этой нашумевшей истории. И были уверены, что Игорь Алешин настолько же заинтересован в объективном расследовании дела, как и мы в его изложении. Буквально за день до выхода статьи из Министерства внутренних дел Карелии пришел ответ: для журналиста газеты будет организована встреча с одним из руководителей Следственного управления при МВД Карелии. Правда, беседовать с нами соглашаются лишь по заранее оговоренным вопросам. Вопросы "Карельская Губернiя", естественно, подготовит, однако некоторые из них можно задать уже сейчас.

Вопрос первый. Почему уголовные дела против "Саны" возбуждаются в таком количестве и именно в то время, когда строительное предприятие и МВД Карелии не могут договориться о том, сколько же именно квадратных метров жилья фирма должна была отдать министерству?

Вопрос второй. Почему постоянно звучит название фирмы "Сана", но замалчиваются фамилии тех сотрудников республиканского МВД, при участии которых министерство якобы недополучило 2000 квадратных метров?

И, наконец, вопрос третий. Почему МВД Карелии охотно рассказывает о недополученных квадратных метрах, но никак не комментирует информацию об 11 миллионах "спонсорской помощи"?