В Верховном суде Карелии начался процесс над полковником Виктором Высоких, который в сентябре 2006 года руководил операцией по пресечению массовых беспорядков в Кондопоге. Виктор Высоких на момент событий являлся заместителем начальника милиции общественной безопасности МВД Карелии. Это самый высокопоставленный сотрудник милиции, призванный отвечать за кондопожские события в суде. В декабре 2007-го одного милиционера, оперативного дежурного Кондопожского ГОВД Алексея Костина суд приговорил к четырем годам условно – за халатность, допущенную в ночь с 30 августа на 1 сентября, когда возле кафе "Чайка" были убиты двое жителей Кондопоги. Полковника Виктора Высоких также обвиняют в халатности – по отношению к своим обязанностям:
"Являясь руководителем спецоперации "Вулкан-1" и имея в достаточном количестве сил и средств органов внутренних дел для пресечения массовых беспорядков, он не запретил проведение незаконного митинга около городского мини-рынка и у здания администрации района, участники которого учинили в дальнейшем массовые беспорядки. Он также не организовал работу по охране общественного порядка, допустил проведение погромов торговых точек", – сказано в обвинительном заключении.
Мерой пресечения для Виктора Высоких выбрана подписка о невыезде.
Судебный процесс над полковником проходит в закрытом режиме. Это связано с тем, что на суде будут представлены секретные документы, регламентирующие проведение спецопераций МВД.
Виктор Высоких пожелал, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Это первый из "кондопожских" процессов, в котором решение вынесут присяжные. Остальные процессы проходили либо в районных судах, где присяжных не призывают, либо подсудимые отказывались от присяжных. В частности, отказались от присяжных обвиняемые по делу об убийстве двух жителей Кондопоги. Их процесс обещает быть самым долгим: сейчас он "поставлен на паузу" из-за трудностей, возникших в ходе перевода материалов дела на чеченский язык.
Первое заседание по делу Виктора Высоких было посвящено отбору присяжных.
– Отбор присяжных занял целый день, – говорит представитель обвинения Людмила Кудрявцева. – Каждую кандидатуру должна признать и сторона защиты, и сторона обвинения. Будущим присяжным задавали вопросы: не являются ли они знакомыми обвиняемого или свидетелей. Одних свидетелей по этому делу – 160 человек.
Высоких по-прежнему не признает свою вину, утверждая, что действовал в полном соответствии с должностными инструкциями.
– Мой подзащитный считает, что в пределах своей компетенции он сделал все, что возможно, – сообщил адвокат подсудимого Виктор Дейниченко.
Еще год назад за своего бывшего коллегу вступился бывший министр МВД Карелии Владимир Сидоров. На страницах "Карельской Губернiи" он заявил о том, что из Виктора Высоких хотят сделать "козла отпущения". Владимир Сидоров до сих пор придерживается своего мнения:
– Обвинения в адрес полковника Высоких – это попытка повесить на него всех собак, – сообщил бывший министр МВД Карелии Владимир Сидоров. – Руководить операцией по пресечению массовых беспорядков должен был не заместитель начальника милиции общественной безопасности, а министр МВД Карелии. В самом крайнем случае руководство мог взять на себя кто-то из его замов. Нужно было подтянуть дополнительные силы: полк внутренних войск, ОМОН, СОБР. И обязательный приказ всем участникам операции – оружие не применять. Я слышал высказывания, что нужно было применить оружие. Ни в коем случае! Провести подобную операцию мог только министр МВД. Только он имеет полномочия связываться с высокопоставленными чиновниками, брать на себя ответственность. Полковник Высоких, даже если бы захотел все организовать, не смог бы.