"

Общество Блаженный инок помогает после смерти

Ксения Сорокина
№8 (613) 20.02.2008

В Карельской епархии идет сбор документов для канонизации блаженного инока Владимира, чья могила в Важеозерском Преображенском мужском монастыре сейчас – одно из самых посещаемых святых мест нашей республики. Более того, на могиле святого происходят всевозможные чудеса. Еще при жизни он обладал даром предвидения, исцелять же людей и помогать им в решении всевозможных вопросов он стал уже после своей смерти.

Как рассказала "Карельской Губернiи" Надежда Басова, секретарь Епархиальной комиссии по сбору материалов для канонизации, инок Владимир сам по себе – очень интересная личность. Он родился в небольшом городке Луга, что под Санкт-Петербургом, в 1862 году в купеческой семье. Став иноком, Владимир ушел странствовать по святым местам России. За двадцать лет он обошел 36 губерний, не раз был в святых местах Палестины.

Между трех берез

Сейчас могила Владимира находится на территории Важеозерского монастыря. Однако его мощи были перенесены туда не так давно. Изначально инока похоронили в Санкт-Петербурге, но он в своем завещании указал, что хочет покоиться в Важеозерском монастыре, где ему очень нравилось и где он провел многие годы своей жизни. В Петербург Владимир уехал только после закрытия монастыря, там и погиб – был сброшен красноармейцами с трамвая. Еще при жизни инок предсказывал, что будет похоронен между трех берез. Так и получилось, в Важеозерском монастыре его могила действительно находится возле берез.

Официально канонизированных святых в Карелии достаточно много, но тем не менее процесс представления к канонизации достаточно сложен и долог. Важны каждая мелочь, каждый сохранившийся документ и фотография. По словам Надежды Басовой, если речь идет о новомучениках, то по ним основным источником являются уголовные дела периода репрессий 1920-1930-х годов. Человек в те страшные годы ни в коем случае не должен был оговорить себя или товарищей.

– Если же к канонизации готовят материалы на подвижников более раннего периода (XIX век и ранее), то они обязательно должны быть почитаемы, – продолжает Надежда Басова. – Это означает, что люди посещают их могилы (если они известны), обращаются к ним с различными просьбами и получают чудесную помощь. Все факты такой помощи тщательно собираются и фиксируются. Совсем недавно мы получили письмо от женщины, которая рассказывает о своем посещении Важеозерского монастыря. Она побывала на могилке инока Владимира, причем ничего не знала о нем, поэтому с какой-то конкретной просьбой не обращалась. Эта женщина плохо переносила поездки в транспорте, но когда она возвращалась из монастыря, то почувствовала просветление, умиротворение. Она сама удивилась, как легко ей далась обратная дорога на автобусе. Потом еще на протяжении месяца у нее сохранялось хорошее настроение, чувствовался прилив сил и энергии.

Что меняется в статусе человека после того, как его официально канонизируют? Прежде всего святой обязательно должен быть прославлен. Совершаются торжественные службы на божественой литургии. Один из важнейших пунктов процедуры – ему по сохранившимся фотографиям пишутся иконы, а также составляются молитвы.

Тепло от могилы

В недавно вышедшей книге "Блаженный инок", посвященной жизни и деяниям инока Владимира, опубликовано много писем благодарных людей. Одна из женщин, после того как побывала на его могиле, полностью исцелилась от болезни ног, другая же, пожаловавшись на сильный холод, который мешает ей посидеть возле могилы инока подольше, неожиданно почувствовала тепло, исходившее как бы изнутри могилы. И таких примеров – множество. К иноку обращаются с любыми просьбами, будь то поступление в учебное заведение или прием на работу. Говорят, часто на могилу инока Владимира приходят и девушки, желающие выйти замуж.

Сколько времени должно пройти между смертью святого и его официальной канонизацией? На этот счет правил нет. Но некоторых (чаще всего новомучеников) канонизируют довольно быстро. Практически все, кто погиб в кровавые сталинские времена, ознаменовавшиеся гонениями и расстрелами священников и церковных старост, были возведены в лик святых. С делами же тех, кто жил значительно раньше, приходится работать дольше.

– Фаддей Блаженный жил в нашем городе триста с лишним лет назад, – рассказывает Надежда Басова. – Он был знаком с Петром I, всю жизнь провел в Петрозаводской слободе. Его знали и почитали. После смерти Фаддея на месте его захоронения люди возвели часовенку, в которую петрозаводчане приходили молиться вплоть до уничтожения пожаром Воскресенского собора в 1924 году, в ограде которого находилась часовня над могилой Блаженного старца. Но и тогда его почитатели приходили и тайно оставляли на надгробной плите записки со своими просьбами. Однако официально Фаддей Петрозаводский был канонизирован в 2000 году. Но жители Петрозаводска обращались к нему как к подвижнику веры почти три века.

Сейчас Карельская епархия готовит документы на канонизацию группы новомучеников, среди которых заонежские священники и церковный староста из Беломорского района, расстрелянные в советские годы.