От пустяковых детских болезней в Карелии едва находили спасение, зато питейные заведения были устроены почти по современным правилам — об этом "Олонецкие губернские ведомости" писали в конце февраля 1908 года.
В последние недели февраля в Олонецкой губернии разразилась эпидемия скарлатины. Как пишут "ОГВ", в некоторых селах (Сумах, Усконде, Верхоручье) заболели все без исключения дети, многие из которых (15%) не перенесли болезни и умерли. Это позже, в 1940-х годах, медики обретут пенициллин, убивающий бактерии, в том числе и стрептококк, вызывающий скарлатину. А в 1908 году скарлатина была смертельно опасной болезнью. Ужас состоял в том, что болели скарлатиной только дети — у взрослых людей к этой болезни иммунитет.
Земские врачи забили тревогу, когда болезнь приблизилась к Петрозаводску "по почтовому тракту со стороны Вознесенья" и проникла в интернат мужской гимназии. И хотя лечить скарлатину врачи не умели, противостоять этой болезни могли: "В то время, как еще год-два тому назад наука была совершенно бессильна против скарлатины, — пишет директор Олонецкой гимназии Э. Юрша в "ОГВ", — мы в настоящее время… обладаем благодетельным средством, предохраняющим от заболевания этой коварной и страшной болезнью. Средство это есть изобретенная доктором Габоричевским вакцина, прививка которой предохраняет от заболевания так же, как оспопрививание". К счастью, старший врач губернской больницы А. И. Введенский имел запас этой вакцины. И уже 23 февраля все мальчики, проживающие в общежитии гимназии, были привиты. Затем вакцина была дополнительно заказана из Москвы и Петербурга, и 29 февраля в женской гимназии приняли решение также провести вакцинацию. Между прочим, ребенок после прививки некоторое время чувствовал себя худо: фактически переносил скарлатину. Вот как описывается прививка: "Она производится введением под кожу посредством тончайшей иголочки нескольких капель жидкости, называемой скарлатинной вакциной. Прививка почти безболезненна: многие дети, даже самые маленькие, не чувствуют легкого укола. В день прививки к вечеру появляются на месте укола краснота кожи и некоторая болезненность. На следующее утро проступают в большей или меньшей степени все признаки скарлатины: красная сыпь на шее, на лице, жар, краснота в зеве, иногда, но очень редко и рвота".
И снова о детях, теперь о здоровых: в будние дни, с 9 часов утра и до 12 дети до 17 лет освобождались от работы в торговых лавках "для посещения школ". Так сказано в постановлении олонецкого губернатора о торговле в селе Вознесенье. Другие подробности осуществления торговли в селе не так интересны. Например, торговать можно было с 8 утра до 8 вечера, в июне и июле — с 7 утра до 9 вечера. Служащие лавок, торгующих скоропортящимися "съестными припасами" (мясом и рыбой), могли "быть занимаемы сверхурочными работами до открытия торговли в течение не более одного часа".
Намного более содержательно постановление об устройстве питейных заведений в губернии. Как ни странно, в них не должно было быть плит, русских печей и прочих приспособлений для приготовления горячей пищи. Оно и понятно, горячие закуски в России были непопулярны, видимо, во все времена. Зато "продаваемые в распивочных заведениях холодные (маркитанские) закуски должны быть безусловно хорошего качества и выставлены на стойке", — сказано в постановлении. В помещениях должно было "быть достаточно дневного света и воздуха", следовательно, на окнах "непроницаемые занавески, матовые и цветные стекла не допускаются" (как это непохоже, к примеру, на закопченные немецкие пивные с колбасным чадом и дымом). Далее следует перечисление того, что обязано быть в питейных заведениях: "приличные отхожие места"; "стойка, шкаф или полки и правильно действующие часы"; "приличные столы и стулья, вешалки для верхнего платья посетителей, если нет передней"; "на видных местах прейскуранты".
Регламентировалось также поведение хозяев и посетителей пивных. Так, владельцу или ответственному приказчику надлежало постоянно присутствовать в заведении и следить за порядком. Хозяева и прислуга должны были быть "всегда вежливы и внимательны к посетителям". А посетители "обязаны вести себя чинно и благопристойно". Кажется, эти правила вовсе не диковинны и могли бы запросто соблюдаться и сейчас. Но если задуматься, то окажется, что питейного заведения с перечисленными свойствами в Петрозаводске не найти. Особенно трудновыполнимы требования отсутствия горячих закусок и наличия светлых окон. А ведь хорошо было бы, если бы появилась в Карелии пивная a la 1908 год. Даже вывеска для такого заведения уже придумана и описана в постановлении:
"Над входом в заведение должны быть вывески: у выносных заведений — зеленого цвета, с надписью наименования заведения золотой или желтой краской, а у распивочных — верхняя часть вывески зеленая, а нижняя желтая, с надписью на верхней части золотом или желтой краской наименования заведения, а на нижней — зеленой краской: "распивочно и на вынос".
Только не забудьте проконсультироваться со специалистом, где в названии заведения вставлять "еры" и "яти". А я в следующий раз расскажу об устройстве трактиров в 1908 году — такое постановление было опубликовано в "ОГВ" в начале марта.