Общество Император, 2 револьвера и мыло от веснушек

Наталья Зайцева
№12 (617) 19.03.2008

Формула государственной идеологии царской России "Православие, самодержавие, народность" всегда представлялась мне загадочной. Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, то в связи с последним возникали вопросы. Что это — народность? Сплоченность народа, "соборность"? Документ, опубликованный в одном из мартовских номеров "Олонецких губернских ведомостей" за 1908 год, если и не отвечает на этот вопрос, то, по крайней мере, свидетельствует о том, что формула широко использовалась в той сфере, которую сейчас мы бы назвали Public Relation, попросту в "пиаре". Обращение императора к Государственной думе — вообще очень ценное свидетельство о государственной идеологии тех времен, поэтому осмелюсь привести его почти целиком:

"Помните, что все вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды, — обращался царь к депутатам. — Из всех законов, внесенных Мной в Думу, я считаю наиболее важным законопроект об улучшении земельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неоднократных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собственности никогда не получит Моего одобрения; права собственности должны быть священны и прочно обеспечены законом…"

Не знаю, как вы, но я в этой речи не могу не слышать интонаций действующего президента России – и его характерного нажима на особенно важные слова: "порядок", "правда", "улучшение" и "закон". Неорганично здесь выглядят только "права собственности", неприкосновенность которых всегда имела большой вес скорее в американской идеологии, нежели в российской. Зато окончание речи императора скроено точно по шаблону "Православие, самодержавие, народность":

"Россия росла и крепла в течение тысячи лет горячей верой русских людей в Бога, преданностью своим Царям и беспредельной любовью к своей Родине. Пока это чувство живо в сердце каждого русского человека, Россия будет счастлива".

От вопросов государственной идеологии – к вопросу электрификации. Подтверждение тому, что электрическую лампочку подарил народу вовсе не Владимир Ильич, находим в номере "ОГВ" за 13 марта. Петрозаводская городская дума обсудила вопрос об устройстве электрического освещения в городе. Было решено "утилизовать силу реки Лососинки с устройством на ней у Пименовского моста плотины высотой в 4 сажени, могущей дать постоянный электрический ток в 300 лошадиных сил". Вот какая сильная была река Лососинка! Решено было также купить 6100 лампочек и 36 фонарей. Изыскать средства на строительство плотины должен был городской голова – либо занять у частных лиц и учредителей, либо взять облигационный заем у государства. Всего требовалось вложить в строительство 75 тысяч рублей. Для того чтобы понять, насколько велика была эта сумма, сравним ее с бюджетом бесплатной столовой для бедных.

В феврале в ней столовались 2900 человек плюс три ученика Петрозаводской семинарии из бедных семей и кухарка. Израсходовано на обеды и ужины было ровно 103 рубля. Эти деньги обычно жертвовали столовой добрые люди, правда, в феврале добрые люди не очень расщедрились и пожертвовали всего лишь 31 рубль. Остальные средства возместил епископ Мисаил.

А вот другая математическая задача с тут же данным ответом. Три крестьянина из Сямозера, Петрозаводского уезда хранили у себя 6 финских кинжальных ножей, 3 фунтовые коробки пороху, 6 фунтов пороху, еще 2 финских ножа, 2 револьвера и 11 патронов. Для каких целей они хранили все эти боеприпасы, в постановлении олонецкого губернатора не сказано, зато обозначен срок, который они должны провести в Петрозаводской тюрьме, – 1 месяц.

В заключение – немного рекламы. "Г.Ф. Юргенс. Борно-тимоловое мыло. От пота, загара, веснушек, угрей, прыщей и желтых пятен (Остерегаться подделок провизора). Благовонное туалетное мыло высшего достоинства. Целый кусок – 50 к., полкуска – 30 к.".