Общество Лев Толстой всегда живой

Наталья Зайцева
№15 (620) 09.04.2008

Начало апреля 1908 года выдалось урожайным на приговоры. Объявлял их сам олонецкий губернатор в газете "Олонецкие губернские ведомости".

В трех номерах за первую неделю апреля находим соответствующие постановления. Никита Максимов получил 1 месяц тюрьмы за то, что потребовал повысить заработную плату ему и его товарищам за укладку дров на лесной бирже, при этом угрожал остановить работу. Кроме того, Никита Максимов распевал революционные песни в присутствии рабочих. Семь суток ареста схлопотал крестьянин с похожим на скороговорку именем — Кирилл Корелин. Кирилл "без испрошения разрешения полиции" носил с собой нож. Павел Немцов тоже носил с собой нож – только финский, наказанием ему стал почему-то не арест, а штраф в размере трех рублей. За хранение винтовки "берданка" Дмитрий Овчинников получил две недели заключения. И, наконец, петрозаводский мещанин Александр Жидков обвинялся в "бросании в городового Петрозаводской полиции камней и нанесении ему ножом поранений". Злодею присудили 3 месяца тюрьмы.

По ту сторону от преступности и революционных настроений цвела культурная жизнь Карелии. В пятницу 4 апреля в Общественном собрании пела заонежская сказительница и вопленица Н.С.Богданова. Представлял вопленицу известный местный знаток олонецкого фольклора Н.С.Шанжин. Интересовали его не столько вопли, сколько былины. Уже тогда, сто лет назад, былинный эпос считался чудом уцелевшим, и его носители вызывали трепет у любителей фольклора. Былины родом из XI века уцелели далеко не везде. Причины сохранения их в Олонии ученый Н.С.Шанжин видел в особой изолированности края: "Чем замкнутее народ живет, тем долее сохраняется его первоначальный тип, общественно-семейные начала, обычаи, говор, предания, поверья, обрядность, занятия, жилище и домашний обиход". Именно поэтому, уверял Шанжин, "заонежскому наречию присущ украинский характер". Не в политическом значении (окраинный, оппозиционный), а в самом что ни на есть современном смысле. Мол, в стародавние времена на север переселились южные племена, поэтому заонежский говор похож на украинский, малороссийский, южный. Так что, заонежане, прислушайтесь, як вы хаварите.

Сказительница Богданова пела "ариозно", приятным сопрано, мелодии ее были "разнообразны, характерны, очень стильны". Автор противопоставляет ее пение манере другой известной сказительницы – Федосовой, которая "читала речитативом, выкрикивала". Богданова исполнила былину про Добрыню Никитича, причеть невесты на могиле матери, из духовных стихов "Голубиную книгу" и балладу "У вдовушки и вдовы было 9 дочерей".

Сто лет назад Лев Толстой должен был отмечать свой юбилей – 80 лет. Но классик не захотел праздновать. Ссылаясь на газету "Санкт-Петербургские ведомости", "Олонецкие ведомости" сообщили, что граф Толстой написал письмо в комитет для чествования своего 80-летия.

"Обращаюсь с большой-большой просьбой, — писал Толстой. — Просьба моя в том, чтобы прекратить этот затеянный юбилей, который кроме страдания и – хуже, чем страдания – сознания дурного поступка не доставит мне ничего иного. Вы знаете, что и всегда, и особенно в мои годы (когда так близок к смерти) нет ничего дороже любви людей. И вот эта любовь, я боюсь, будет нарушена этим юбилеем. Я вчера получил письмо, в котором пишут, что все православные люди будут оскорблены этим юбилеем".

Великий русский писатель, снискавший к тому времени международное признание, уже семь лет как был отлучен от Русской православной церкви за самовольную трактовку Евангелия. Спустя два года после восьмидесятилетия писатель и проповедник новой веры Лев Толстой тайно покинет дом и отправится в путь, в котором его застигнет смерть.

Но пока в Ясной Поляне и Олонецкой губернии распускалась прекрасная весна. В Петрозаводске открылся велосипедный сезон. Свидетельство тому – объявление Антонова о том, что он ремонтирует и дает напрокат велосипеды.