Культура Сильная женщина не плачет у окна

Беседовала Наталья ВИТИВА
№17 (622) 23.04.2008

В Петрозаводск Елена Драпеко приезжала по депутатским делам. Сначала встретилась с карельскими избирателями (в столице республики уже несколько месяцев работает ее общественная приемная) и местным активом "Справедливой России", вместе с Ириной Петеляевой посетила шестой отдельный батальон радиотехнической бригады ПВО в поселке Пески. А затем приняла участие в совместном заседании комитетов по культуре и делам Крайнего Севера и Дальнего Востока Госдумы, где обсуждали проблемы сохранения культурного наследия северных территорий.

В этом плотном рабочем графике Елена Драпеко нашла немного времени, чтобы поговорить с нашим журналистом о жизни, политике и кино.

В КИНО ЗОВУТ НЕЧАСТО

— Елена Григорьевна, на прошлой неделе ушла из жизни Надежда Румянцева, актриса, пожертвовавшая своей карьерой ради мужа. А вы тоже пожертвовали карьерой актрисы ради политики?

— Я ничем не жертвовала. Ушла из актрис на государственную службу, став министром культуры и туризма Санкт-Петербурга в конце 1991 года. Конечно, мне было в то время не до съемок. Я играла только эпизодики в фильмах "Окно в Париж", "Последнее дело Вареного". А потом развалились киностудии. Тогда на "Ленфильме" снимали всего три фильма в год. И я пошла работать в Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Там я была деканом кафедры культуры, преподавала в течение семи лет. Так что в политику пришла не со сцены и экрана, а с профессорской кафедры: избиралась в Государственную думу как профессор университета.

— А как же кино?

— В кино я продолжаю сниматься, когда меня зовут. Правда, зовут нечасто. Недавно одна продюсерша сказала, что все режиссеры думают, будто я не хочу сниматься. Но это не так. С удовольствием снимаюсь. Например, моя последняя работа – роль матери тринадцати детей в фильме "Я тебя обожаю" Хусейна Эркенова. До этого был "Родственный обмен" с Кристиной Орбакайте, где я играла хозяйку ночного кабака. Снималась в фильме "Свободная женщина", где я была мамой девчонки, родившей ребенка по заказу для американцев. Эти работы хорошие, но не очень заметные, не главные. А сейчас, чтобы стать известной, нужно сняться в сериале в главной роли, чтобы из серии в серию светиться. А у меня такой возможности нет.

— А не страдаете без больших ролей в большом кино? Не хочется повторить успех Лизы Бричкиной из "А зори здесь тихие..."?

— У меня хватает других забот. И я ни о чем не жалею. Потому что, если переживать, можно удавиться. Невозможно сидеть дома и смотреть на телефон: позовут — не позовут. Я занимаюсь наукой, 6 мая защищаю кандидатскую диссертацию по социологии управления. Кроме этого, у меня масса других развлечений в жизни…

— Политика – главное из них?

— Политикой занимаюсь всю жизнь. Сначала это были пионерская организация и комсомол, потом — профсоюз работников культуры, где я 10 лет занималась вопросами охраны труда в отрасли. Там-то и научилась народные боли переводить на язык государственного документа. Этим на протяжении многих лет занимаюсь в Госдуме.

ПОЗОРНОЕ МЕСТО КУЛЬТУРЫ

— Вы в кресле первого заместителя председателя по культуре в Госдуме уже пять лет. А культура в национальный проект не включена. Она как финансировалась по остаточному принципу, так и финансируется.

— Недавно впервые за последние годы состоялась встреча председателя Госдумы Бориса Грызлова с ведущими деятелями культуры. Мы собрали сливки культуры: Михалкова, Калягина, Шахназарова… Состоялся откровенный разговор. Смысл выступлений всех деятелей был в том, что культура — это не досуг. А наши руководители путают досуг и культуру. Культура – это скреп нации, это формирование духовного потенциала нации. Если нет этого потенциала, нация вырождается. Недооценивать культуру преступно. А в классификаторе экономической деятельности РФ услуги в области культуры стоят между утилизацией сточных вод и похоронными делами. Вот место, которое отведено культуре и с которым мы никак не можем согласиться. Поэтому на съезде "Справедливой России" мы будем говорить о роли культуры как скрепа нации.

— Но говорят-то у нас много, а результат какой-нибудь будет?

— Про национальный проект нам сказали забыть, но обещают, что культура станет приоритетным направлением, на которое увеличат финансирование. Сейчас в России появились деньги, которые должны в первую очередь пойти на увеличение заработной платы в культуре. Она сегодня ниже средней по России в два с лишним раза. Кроме того, необходимо выделить средства на сохранение материальной базы культуры. Самая большая трагедия в том, что по 131-му закону все учреждения культуры ушли с федерального уровня на региональный и муниципальный. Мы столкнулись с тем, что на муниципальном уровне идет закрытие, выставление на торги и разграбление зданий детских художественных и музыкальные школ, клубов. Например, в Псковской области ужас что творится с помещениями этих учреждений. И в Карелии, куда приехал министр культуры России, тоже наблюдаются печальные тенденции. Хотя именно здесь, на Русском Севере, сохранение культуры очень важно.

БУДУЩЕЕ – ЗА "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ"

— В Карелии вы не первый раз. Но раньше приезжали как представитель компартии. Сейчас вы – член "Справедливой России". А как же коммунисты?

— КПРФ уткнулась в барьер, перестала развиваться. Опасность этого заметили те, кто создавал партию, те, кто защищал ее в Конституционном суде: члены президиума и Центрального комитета. В 2003 году в КПРФ произошла чистка: Зюганов избавился от всех, кого он опасался. Вся наша молодежная поросль, коммунистическая интеллигенция оказались за бортом. И мы приняли решение об объединении с левыми социалистическими движениями. Сергей Миронов стал собирателем наших мелких партий и групп.

— И вы верите в светлое будущее со "Справедливой Россией"?

— Думаю, что этот проект имеет будущее. Хотя сначала мы должны договориться между собой, что мы понимаем под словом "социальная", "социалистическая". Без этого движение вперед невозможно.

А ДОМА ЖДЕТ КОШКА

— Вы – депутат от Карелии в Госдуме, значит, имеете представление, с какими проблемами чаще всего сталкиваются жители республики…

— Я сама хозяйка. Хожу на рынок, по магазинам. И точно знаю, где что есть и почем. Поэтому о росте цен сужу не только по докладам и сводкам. Сейчас они подпрыгнули так, что никаких пенсий не хватит дыры в кошельке залатать. Остро чувствую, как тяжко приходится простым людям, которые едва сводят концы с концами.

А с Карелией я связана десятилетиями – приезжаю сюда регулярно, знаю болевые точки республики. Кроме того, есть системные проблемы, которые едины для всей территории Северо-Запада. Например, проблема дорог.

В Карелии у меня есть своя приемная, есть три помощника, все – местные депутаты. Так что любое обращение от граждан мною услышано.

— А дома у вас есть помощники?

— Сейчас дома меня встречает только кошка Сюзанна. Дочка выросла, живет отдельно. Она работает шеф-редактором на радио "Маяк". Дочка меня понимает и поддерживает во всем.

— А как же личная жизнь?

— Сейчас я не замужем. Отношусь к бывшему супругу с уважением, он ко мне тоже. К сожалению, не сложилась у нас совместная жизнь. Но я его понимаю: жить с женщиной-политиком очень трудно. Мы с мужем 17 лет вместе прожили. Пироги стряпала, стирала, рубашки гладила. Вроде не жаловался. А потом любовь прошла…

Но и в личной жизни, надеюсь, все образуется. Каждая женщина верит в это.

— Елена Григорьевна, а в чем вы находите свое счастье?

— В служении людям. Для меня это не громкая фраза. Просто так сложилось в моей жизни. Счастье — это самореализация на пределе возможностей. Мое счастье — в активной жизни, в работе, в служении народу. Если у меня не звонит телефон и я никому не нужна, для меня это трагедия…