Политика Бронированные сынки

Лариса ЖДАНОВА
№17 (622) 23.04.2008

История о том, как Петрозаводский военкомат не сумел забрать в армию Максима Мазуровского, сына влиятельного карельского политика Андрея Мазуровского, вызвала немало читательских откликов. Больше всего эмоций по поводу публикации "Одних сажают. Других награждают" было высказано матерями сыновей призывного возраста. "Наши дети — пушечное мясо, а дети чиновников — бронированные сынки, которые за своими папами, как за броней!" — такой точки зрения придерживаются многие читательницы. Нас просили поинтересоваться: почему не служили дети и других высокопоставленных чиновников, политиков, бизнесменов? В связи с этим "Карельская Губернiя" готовит в военкомат Петрозаводска запрос, в котором фигурируют самые известные фамилии Карелии.

Напомним: в статье "Одних сажают. Других награждают" мы писали, что в течение двух лет Петрозаводский военкомат не смог вручить повестку Максиму Мазуровскому, и таким образом молодой человек избежал службы в армии. Не все в этой истории пока ясно. По мнению автора, военкомат склонен обвинить во всем милицию, милиция же на себя роль козла отпущения брать не хочет.

Военкомат уверяет в официальном письме, что Максим Мазуровский "по информации УВД Петрозаводска числится в розыске". Дескать, просил военкомат милицию установить физическое местонахождение призывника, но безрезультатно.

Пресс-служба УВД по поводу публикации откликнулась оперативно: "По данным Информационного центра МВД по РК, сведения о том, что Мазуровский находится (или находился) в розыске, отсутствуют. Это значит, что ни одна служба, ни одно ведомство никогда не давало городской милиции каких-либо распоряжений или постановлений на его поиск и задержание. Вероятно, произошла какая-то ошибка, иначе как можно расценивать оглашение военкоматом диаметрально противоположных данных, мол, "числится в розыске"? Не числился и не числится".

История взаимоотношений военкомата и УВД развивалась следующим образом. 31 октября 2005 года призывник Максим Мазуровский теряет право на отсрочку. Заканчивается осенний призыв 2005 года, проходят два призыва 2006 года, 30 июня заканчивается весенний призыв 2007 года. Видимо, все это время военкомат ищет призывника. И только 3 июля 2007 года, через три дня после окончания весеннего призыва, в УВД приходит письмо от военкома Фенько с просьбой "принять меры по розыску и обеспечению прибытия на призывной пункт ВК… Мазуровского Максима Андреевича".

Как следует из ответа пресс-службы УВД, уже "17 июля 2007 года указанный адрес (указанный в письме военкома. — Прим. автора) посещал участковый уполномоченный милиции". "Однако потенциальный призывник давно сменил место жительства, — пишет пресс-служба УВД, — о чем, согласно должностной инструкции, милиционер письменно уведомил военкомат. Позже выяснилась любопытная деталь: дом, указанный в запросе, находится в пяти минутах ходьбы от здания, где располагается военкомат. Неужели компетентные лица не знали, что по этому адресу призывник Мазуровский не проживает уже много лет?.. А дальше? Дальше – тишина. Последующих обращений, заявлений, уведомлений и т.п. в отношении конкретно этого человека из военкомата в УВД не поступало… В таком случае, если ни у прокуратуры, ни у военкомата вопросов не возникало, почему он должен был заинтересовать милицию?"

"Время шло, — продолжает пресс-служба УВД. — Судя по активному участию Максима Мазуровского в общегородских мероприятиях, он, по всей видимости, скрываться ни от кого не собирался. Он всегда был на виду, принимал участие в различных пресс-конференциях, имеет постоянное место работы, даже баллотировался в депутаты. Почему же тогда его не смогли найти работники военкомата?". Впрочем, в УВД не скрывают: данная история прояснила, что "деятельность городской милиции по установлению местонахождения "уклонистов" нуждается в доработке".

Удивительно, что хранят молчание военный комиссар города и военный комиссар республики. Молчат и руководители партии "Единая Россия" — отец призывника возглавляет фракцию "Единой России" в карельском парламенте. Пришлось нам направить официальный запрос Валентине Пивненко, возглавляющей региональное отделение партии, в следующем номере надеемся опубликовать ее ответ. Также газета попросила прокомментировать ситуацию Николая Левина, председателя Законодательного собрания Карелии: "Я считаю, что все молодые люди призывного возраста, если у них нет отсрочки или противопоказаний по здоровью, должны пройти службу в армии. И то, что вы сказали, что в течение двух лет не могли вручить повестку призывнику, — это удивительно. Конечно, мы не знаем до конца причин, почему не могли найти призывника. Но мне кажется, любого человека, который живет в Карелии, можно найти. Мой старший сын и сейчас служит в армии, он военный, офицер, младший не служил по состоянию здоровья".

Председатель Комиссии по законности Петросовета Виктор Медведев считает, что расследование нужно продолжить и окончательно выяснить: кто виноват в том, что армия не получила с свои ряды призывника Мазуровского и, может быть, еще каких-то "бронированных" призывников?

ЕСТЬ И ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ

"Когда пришло время служить моему сыну, он пришел и сказал: "Неужели ты не можешь заплатить, чтобы меня в армию не взяли?" А я сказала: "Нет, ты обязан, ты будешь служить". А он сказал: "Ты не мать. Ты – ехидна".

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, журнал "Итоги", 14 апреля 2008 года