Общество Опалить бороду святым огнем

Губерния
№17 (622) 23.04.2008

На этот раз в рубрике придется говорить практически об одной только Пасхе. В 1908 году она пришлась на середину апреля и по случаю такого великого праздника "Олонецкие губернские ведомости" вышли на Пасхальной неделе всего один раз. Праздник святой Пасхи в те времена по важности мог сравниться только с Рождеством.

Пасхальное богослужение прошло в Кафедральном соборе, на нем присутствовали начальник губернии Н.В.Протасьев с супругой и вице-губернатор Т.А.Липинский – тоже с супругой, а также "начальники отдельных частей и много молящихся". Храмы и здания в городе подсвечивались "плошками и фонарями", а на площадях "горели бочки". "Особенно хорошо, — пишут "ОГВ", — были иллюминированы церкви на Крестовоздвиженском кладбище, духовная семинария и мужская гимназия. Христовская ночь была теплая, тихая, поэтому иллюминация удалась".

Погода в Страстную неделю стояла холодная, в субботу выпал снег, затем несколько дней шел дождь. "Праздники святой Пасхи прошли спокойно, не слышно было никаких беспорядков и драк, что следует отнести к чести публики". От себя добавлю, что это можно отнести и к чести тогдашних правил продажи спиртного: в Пасху все питейные заведения были закрыты, купить выпивку было невозможно.

В праздники "запаздывали почты" – но не из-за Пасхи, а из-за вскрытия рек. Ледоход мешал перевезти почту через реки, поэтому почту за три дня доставили только на второй день Пасхи.

Самым интересным текстом пасхальных "Олонецких губернских ведомостей" стали воспоминания паломника, которому повезло видеть Пасху в Иерусалиме, а значит, наблюдать раздачу святого огня в Иерусалиме. Святой огонь, чудесным образом возникающий каждый год в гробнице Христа, — это как бы подтверждение того, что Христос Воскресе. Паломник описывает то, что видел в день "сошествия святого огня на Гроб Господний" в храме Воскресения: толпа паломников, у каждого в руках пук из 33 свечей (по числу лет земной жизни Христа), турецкие солдаты, сдерживавшие толпу, напряженное ожидание огня. Российским паломникам удалось занять удобное место в храме для наблюдений – вверху на лестницах:

"Нам видно, как тщательно, с недоверчивостью осматриваются мусульманами и иноверцами все углы святого Гроба, и ими же приносится вата на мраморную доску святого Гроба, вата, на которую нисходит дивный огонь". Затем в Кувуклию (гробницу) заходит митрополит и за плотно закрытыми дверями молится. Далее – кульминация:

"Вдруг из одного из боковых отверстий Кувуклии блеснул огонь. Митрополит подал зажженные свечи, они были вырваны толпой, особенно арабами… Толпа точно перерождается. Люди точно обезумели: кричат, плачут, радуются, крестятся. Арабы опаляют себе бороды. Арабки подносят огонь свеч к обнаженной шее. Давка, не поддающаяся описанию. Турецкие часовые солдаты смяты и оттиснуты, но это недолго. Пускаются в ход приклады ружей – и путь старца-митрополита от Кувуклии к алтарю становится возможным. Полумрак… Лиц не видно. Вся толпа в голубом тумане и целое море волнующегося огня, целое море неистово кричащего народа… Окончилась литургия, и народ не вышел — выбежал из храма и так же бегом, перегоняя друг друга, понес огонь по всему Иерусалиму. Спокойно шли только наши русские богомольцы-паломники, бережно охраняя святой огонь".