Экономика Правильно — по правилам!

Губерния
№24 (629) 11.06.2008

И это называется лето?! На улице холодина. Теплоснабжение отключили, не дожидаясь погожих дней. Едва очухались, горячая вода в кране исчезла. Не-е-ет! Так жить нельзя, надо что-то предпринимать. Не верю, что все делается по закону, что Закон (именно с большой буквы!) позволяет не считаться с нами. Не веришь — проверь! Вот и затеем сейчас небольшую проверочку.

По поводу отключения домов от теплоснабжения ЖЭК уже писала. И надо же, какое совпадение! Прокуратура Сегежского района проверила законность прекращения с 12 мая отопления жилых домов в поселке Надвоицы. Проверила и признала его незаконным! Рано чиновники вынесли такое решение. Теперь будут наказывать руководящего товарища в административном порядке. Того, кто решение такое принимал. И правильно! Чтобы неповадно было! Правила предоставления коммунальных услуг населению придуманы не только для того, чтобы люди исправно за эти услуги платили. Они и наши права защищают тоже, в том числе и от ретивых чиновников, которым эти правила не указ.

А в Петрозаводске кто-нибудь проверил законность отключения тепла именно с 12 мая? А в других районах? Не слышно пока. Но, может, просто долго проверяют и мы еще услышим результаты проверок?..

Теперь об отключении горячей воды. Коммунальщики сообщили о нем по телевизору и интернету. Кое-где и в печатных СМИ информация мелькнула. И люди безропотно стали доставать из загашников кипятильники, тазики, кастрюльки, чтобы бегать с ними из кухни в ванную комнату и кое-как, ругаясь и плескаясь, грязь по себе ровным слоем размазывать. Так было всегда, и ни у кого правильность таких действий сомнений не вызывала. Но идет реформа ЖКХ, нас усиленно заставляют играть по уже упомянутым правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, особенно в части платежей. А там ведь не только у граждан обязанности есть, но и у тех, кто данные услуги им предоставляет. В частности, там прописан порядок отключения горячей воды и других коммунальных услуг для проведения профилактических работ: "При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими правилами порядке". Покажите кто-нибудь такое письменное уведомление. Нет? И у меня тоже нет. Отчего же так беспардонно нарушаются наши права? И уже не первый год.

Кстати, а за сколько дней нас о грядущем отключении письменно уведомить были должны? Правила в пункте 49 (подпункт "м") предписывают "информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва". И не надо говорить, мол, и так все знают, что в начале лета горячая вода в кранах исчезнет на три недели. Извольте правила соблюдать, господа! А то вы всегда действуете так, будто цунами пронеслось или землетрясение разыгралось. Действительно, вы вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг, но только "в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение" и "при возникновении стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения". Но мы-то сейчас говорим о плановом отключении, так что ссылаться на этот пункт правил по меньшей мере некорректно.

Кстати, хочется сказать и о тех неделях. По санитарным правилам перерыв в горячем водоснабжении не должен превышать двух недель. Почему, я думаю, понятно. Врачи не понаслышке знают, что такое чесотка, педикулез, дизентерия, прыщи и прочие инфекции, вспышку которых может вызвать в городе отсутствие горячей воды. А это уже не шуточки! Но почему-то надзирающие органы молчат и по этому поводу. И все продолжают верить на слово коммунальщикам, которые утверждают, что быстрее они свое оборудование и сети проверить не могут. А вдруг могут? Просто никто не потребовал с них этого. Судя по тому, как легко игнорируются правила предоставления коммунальных услуг, вполне могут и другие нормы и правила нарушаться. Ведь права свои все хорошо выучили, а вот пункты про обязанности по диагонали прочитали или вовсе пропустили.

А что по этому поводу думают наши местные депутаты и чиновники, которые обязаны действовать в интересах населения, а не монополистов? Особенно в тот момент, когда с кастрюлькой кипятка в ванную комнату бегут. Или у них у всех уже автономные системы коммунальных услуг?