Общество Карельские села беззащитны перед огнем

Илона РАДКЕВИЧ
№24 (629) 11.06.2008

Катастрофической назвал ситуацию с обеспечением пожарной безопасности в Северо-западном федеральном округе представитель президента СЗФО Илья Клебанов. И Карелия в этом отношении — не исключение.

— Обстановка с пожарами довольно сложная, — признал первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Карелии Александр Еремкин. — Количество пожаров и гибель людей на 100 тысяч жителей у нас одна из самых высоких по стране.

Безопасность за 20 рублей

В Карелии 736 населенных пунктов находятся за пределами нормативного радиуса выезда спасателей (он равен 3 километрам). Фактически это может обозначать только одно: в случае пожара почти 135 тысяч человек могут попросту не дождаться помощи. И исправить эту ситуацию практически невозможно. В "группе риска" — отдаленные поселки и дачные кооперативы. Несмотря на то, что пожаров на сельскую местность приходится 50 процентов от общего числа, смертей от огня там гораздо больше, чем в городе. Этот показатель в Карелии один из самых больших по Северо-Западу.

— Да. Статистика мрачная, — соглашается Александр Еремкин. — В большинстве незащищенных от пожаров населенных пунктов проживает не больше 20-30 человек, и то одни старики. Как их защитить? Даже если поставить к ним пожарную машину, управлять ей будет просто некому.

Законом обеспечение первичных мер пожарной безопасности возложено на органы местного самоуправления. Это значит, что тушить не только некому, но и нечем. У 80 процентов сельских администраций республики нет денег даже на песок, лопаты и багры (деревянный шест с железным наконечником), хотя по закону эти примитивные инструменты должны быть в каждом деревянном доме.

— Бог миловал: в Карелии не случалось, чтобы полностью выгорали дачные поселки и населенные пункты — то, что случилось в этом году в Сибири, — говорит Александр Еремкин. — Это же стечение обстоятельств. Вот поднимется, например, при верховом пожаре сильный ветер, и уже не спасти будет те населенные пункты, где нет первичных мер обеспечения пожарной безопасности.

Не то чтобы государство совсем не заботится об этих первичных мерах. Просто заботой это назвать язык не поворачивается: на каждого сельского жителя в год выделяется 20(!) рублей — за десять-пятнадцать лет на лопату накопить можно. Хотя, если вспомнить, что в прошлом году эта сумма была всего 5 рублей на человека, прогресс очевиден.

По подсчетам МЧС, чтобы мало-мальски обеспечить обитателей поселков мерами первичной пожарной безопасности, в год на человека нужно выделять хотя бы по 100 рублей.

Невыгодно

В ряде регионов, чтобы как-то улучшить ситуацию с обеспечением пожарной безопасности, создаются "кустовые" депо. Это когда несколько поселений выделяют людей и "скидываются" на содержание одной пожарной части. Но в Карелии, к сожалению, их создание практически невозможно. Во-первых, как мы уже говорили, на селе денег нет даже на лопаты, а содержание "кустового" депо — дело затратное: бензин, масла, запчасти, заработная плата, страхование жизни пожарных, а ведь еще нужно саму машину приобрести и гаражный блок для нее построить. А во-вторых, карельские поселки находятся слишком далеко друг от друга: толк от пожарной части, находящейся в 80-100 километрах от населенного пункта, весьма сомнителен. Чтобы выгореть целиком, деревянному дому иногда достаточно получаса.

Надежный способ

— Самый надежный способ обеспечения пожарной безопасности на селе — это дружины, — уверены в МЧС. — Пожары на Руси всегда тушили всем миром.

На недавнем совещании с главами регионов округа полномочный представитель президента СЗФО Илья Клебанов призвал губернаторов уделить все внимание организации добровольных пожарных дружин. На сегодняшний день в республике 68 таких дружин (по 3-5 человек в каждой), 36 из которых — с машинами, 32 – в мотопомпами.

Мотопомпа представляет собой насос с двигателем. Она достаточно легкая, и два человека без труда могут ее переносить. Стоимость одной мотопомпы колеблется от 15 до 50 тысяч рублей. Разумеется, сами жители поселков купить их не в состоянии. Этим занимается республика. В прошлом году на эти цели был выделен 1 миллион рублей и приобретено 30 мотопомп. В Карелии разработан план развития добровольных дружин до 2012 года, согласно которому правительство республики будет выделять средства на приобретение 40 мотопомп в год.

— Эта работа уже дает свои результаты, — говорит Александр Еремкин. — С помощью мотопомп уже удалось потушить два пожара и спасти жилые дома.

Как создается добровольная пожарная дружина?

Сначала местная администрация набирает из числа местных жителей добровольцев, после чего обращается в МЧС с просьбой их обучить. Обучаются добровольные спасатели бесплатно. Правда, и работают тоже. При этом главе поселения или района ничто не мешает в случае чего поощрять этих людей деньгами или подарками. Разве только отсутствие этих самых денег.

Песком и снегом

В отличие от сельских жителей, о которых власти еще время от времени вспоминают, дачникам за свою пожарную безопасность приходится беспокоиться самим. Мотопомпы помочь могут, правда, только в том случае, если рядом с дачным поселком есть водоем. Брать воду из водопровода она не может.

— Там, где нет водоемов, помочь может только профилактика, — говорит Александр Еремкин. — Не допустить пожар проще, чем потушить его. Можно на сходе определить, кто что будет нести в случае пожара, определить сигналы оповещения для сбора людей. В отсутствие воды тушить пожар можно подручными средствами: зимой — снегом, летом — песком. Но эффективных средств защиты от пожара в таких населенных пунктах нет.

Нужны деньги

Что говорить о селах, если нормативный радиус выезда пожарных машин нарушен даже в Петрозаводске. Хуже всего обстоит дело с Древлянкой — до нее от ближайшей пожарной части 12 километров. Своя часть у этого микрорайона пока только в планах.

Да и состояние пожарной техники оставляет желать лучшего. По данным карельского МЧС, около 200 пожарных машин (а это примерно 60 процентов от общего числа) требуют замены. Чтобы обновить их хотя бы за 10 лет, нужно приобретать по 20 машин в год. На практике же в среднем три машины в год покупает республика и три — федералы.