Общество Стыдно так поступать, господа хулиганы!

Наталья Зайцева
№24 (629) 11.06.2008

Сто лет назад в Олонецкой губернии будущие революционеры ломали кресты.

В Петрозаводске неизвестные надругались над православными атрибутами. Событие для России из ряда вон выходящее, а для 1908 года еще и очень опасное. Мало ли какую реакцию вызовет поругание святынь у народных масс: ведь рядом живут лютеране и евреи, а еврейские погромы в начале XX века были делом обычным. Вот и автор заметки в "Олонецких губернских ведомостях" первым делом отрабатывает версию о евреях:

"Кто же что-либо осмелится сделать предметам поклонения христиан? Иноверцы? Но у нас в городе давно живут евреи, но не было заметно пока, чтобы они надругались над предметами поклонения христиан".

А случилось вот что: вандалы опрокинули божницу ("небольшую, вроде шкафа"), изрубили один крест, стоящий при дороге, и выбросили с места другой. "Может быть, и больше бы они натворили, но, услышав приближающихся лиц, прикончили свою мерзкую деятельность и как подлые трусы чрез лес скрылись бегством", — пишет автор заметки.

Автор приходит к выводу, что подняли руку на предметы культа не кто иные, как "те же православные христиане, объявившие себя, гоняясь за модным освободительным движением, атеистами", и справедливо обрушивается на этих "политиканствующих хулиганов":

"Чтобы быть освободителями, по их мнению, нужно быть непременно безбожником, ругать все святое, смеяться над религиозными убеждениями других. Словом, освободительное движение освободило этих лиц от исполнения всего того, что в прежние времена люди считали святым и нравственным... Что хотели, сделав все это, доказать эти господа? В данном случае они возбудили против себя одну злобу и ненависть, плоды которой могут быть для них не особенно желательны. Ведь за подобные издевательства можно и поплатиться. Если подобные факты будут повторяться, то неужели тысячи верующих не дадут отпора и должного урока какой-либо незначительной кучке бесчинствующих хулиганов? Господа политиканы! Не слишком ли далеко вы заходите? Политиканствуя, хорошо бы вам оставить религию в стороне. Ведь сами же вы кричите о свободе совести, и сами же готовы отнять ее у других. Стыдно так поступать, господа хулиганы!"

Спустя почти десять лет революция 1917 года покажет, что против "кучки бесчинствующих хулиганов" тысячи верующих окажутся ничто, и никакого отпора крестьяне революционерам не дадут. Однако слова о народном гневе — не пустые слова. За три года до этого, в довольно кровавые месяцы первой русской революции, в 1905 году, в деревне Малиновка крестьяне забили насмерть 42 человека за осквернение святыни. Крестьяне мстили грабителям, напавшим на деревню, — картина классического "русского бунта". "ОГВ" опубликовали воспоминания современника об этом:

"Пьянство было страшное, — вспоминает о событиях в Малиновке очевидец. — Рубили окна и двери в земской школе, а большую икону Николая Чудотворца выбросили и осквернили, подожгли дома местного причта. Священник еще накануне скрылся в соседнем селе. Дьякон мне передавал, что, услышав, что громилы будут "пытать духовенство", он бросился на гумна и всю ночь просидел в старой мельнице. Псаломщика таскали за уши. Беременную дьяконицу раздели догола и подвергли издевательству… Всю ночь продолжалась пьяная вакханалия. Прошел слух, что громилы хотят поджечь церковь и волостное правление, а затем громить не ездивших на грабеж".

Крестьяне не стали дожидаться ни поджога церкви, ни помощи от властей и своими силами утихомирили поджигателей. С помощью кольев, вил, ружей, скребков и топоров учинили самосуд — зверски убили четыре десятка грабителей. Надо сказать, суд присяжных впоследствии этих крестьян оправдал. Все они сразу же после суда пошли молиться и плакать в храм и там же пообещали помогать родственникам убитых.