Политика Кто попадет в "черные" 10 процентов?

Ирина Погодина
№32 (637) 06.08.2008

До выборов депутатов и глав поселений еще больше года, а предвыборная кампания фактически уже началась. Старт ей был дан правительственными чиновниками, которые стали заявлять, что республиканские власти заинтересованы в сохранении на должностях 90 процентов нынешних глав поселений.

Кого высокие государственные деятели включили в "черные" 10 процентов – гадать не надо. Это не члены "Единой России", а главы, имеющие свою линию и самостоятельное мышление. Таких не очень много. Они все на виду.

Заявив о том, что главы поселений делятся на 90 процентов "хороших" и 10 процентов "плохих", правительство вроде как дало сигнал к "атаке" на последних. И она началась. Внеочередная сессия совета Видлицкого поселения Олонецкого района выразила недоверие главе поселения Анатолию Степанову. Формальный повод – не всегда его можно найти на работе и плохая подготовка к зиме. Такие обвинения можно предъявить половине глав поселений республики, а по вопросу подготовки к зиме – всем. Но выбрали Анатолия Степанова. Не исключено, что не последним мотивом, повлиявшим на решение видлицких депутатов, стала политическая линия старшего брата главы поселения, депутата ЗС РК, бывшего председателя правительства Карелии Виктора Степанова, который далеко не всегда соглашается с правительством и "единороссовским" большинством ЗС РК.

Выражение недоверия главе Видлицкого поселения не означает, что он уйдет в отставку. Его избирали не депутаты, а все жители. Депутаты дали Анатолию Николаевичу месяц на раздумье, после чего грозят собирать подписи за досрочное прекращение полномочий главы.

А в поселке Куркиеки Лахденпохского района процедура досрочного отзыва главы Геннадия Прокофьева уже запущена. Создана инициативная группа во главе с несколькими депутатами поселкового совета. Не секрет, что в отставке Прокофьева заинтересован санкт-петербургский бизнесмен Николай Шерман, известный тем, что энергично добивался отстранения от должности главы местного самоуправления Лахденпохского района Михаила Максимова. Шерман, говоря современным языком, вдохновляет строительство коттеджного поселка, а глава Куркиекского поселения Прокофьев выступает против этого, потому что у строителей отсутствует полный пакет согласований. Кстати, заказчиком строительства выступает фирма, возглавляемая одним из депутатов, входящих в инициативную группу по отстранению Прокофьева.

Но есть и другая причина недовольства главой Куркиекского поселения, причем не в самом поселке, а в Петрозаводске. Геннадий Прокофьев наложил вето на решение совета поселения об инициировании поправки в устав района, согласно которой должна быть ликвидирована выборность депутатов районного уровня и главы района. То есть Прокофьев встал на пути "линии партии и правительства" в отношении местного самоуправления, которая заключается в том, чтобы доверять гражданам избирать только самый низший, поселенческий уровень власти, а не районный.

За много месяцев до выборов вдруг, как по команде, депутаты поселенческих советов Прионежского, Сортавальского, Лахденпохского районов, в которых еще сохранилась выборность на районном уровне, стали выступать за назначения глав районов и депутатов райсоветов. В разных концах республики депутаты поселений, которые не знакомы друг с другом, одновременно додумались лишить граждан права избирать районную власть. Ну прямо как Бойль и Мариотт, открывшие один и тот же закон одновременно и самостоятельно.

Пока нет доказательств того, что республиканская власть "защищает поляну" от нелояльных глав поселений в преддверии выборов в органы местного самоуправления, но нет и оснований рассматривать события в Видлице, Куркиеки, Суоярви и других поселениях в отрыве друг от друга. Ведь был же прозрачный намек на то, что 10 процентов глав – "лишние".