
Футбольный клуб "Карелия" очень хорошо начал нынешний сезон в Северо-Западной лиге. Несколько побед подряд. Потом неожиданное поражение в Коряжме, увольнение тренера, бегство большинства футболистов, игра ввосьмером, разгром, создание практически новой, сырой и несыгранной команды и как следствие весьма призрачные шансы на будущее.
Жизнь взаймы
Несколько дней назад в редакции "Карельской Губернiи" раздался звонок. Звонивший представился Борисом Бирюковым – администратором футбольного клуба "Карелия". Он сказал, что хочет рассказать всю правду. Потому что накипело и смысла молчать больше нет. В его изложении история выглядит следующим образом.
В апреле некий предприниматель из Санкт-Петербурга по фамилии Кутузов решил создать в Карелии футбольный клуб. Рекомендован он нашему спортивному руководству был вроде бы из самой Москвы. Кутузов пригласил опытного петербургского тренера Государенкова, а тот уже собрал команду, состоящую из крепких, добротных питерских футболистов. Задачи перед командой ставились самые высокие. Обязательно – в этом году выйти во вторую лигу чемпионата России и затем в кратчайшие сроки добраться до первой лиги. Кутузов обещал отремонтировать наш стадион "Спартак", поменять деревянные лавки на пластиковые кресла, сделать нормальное освещение и установить табло. Под Петрозаводском он обещал построить спортивную базу. В апреле на сборе в Гатчине прошло обсуждение финансовых вопросов с игроками и администрацией команды. По словам администратора, зарплата была обещана на уровне первой "пятерки" второй лиги. Подъемные – от 80 до 100 тысяч рублей. Зарплаты игрокам – от 25 до 40 тысяч в зависимости от возраста и опыта. Главному тренеру было определено 50 тысяч в месяц, второму тренеру – 40, врачу – 35 и администратору – 30. Кроме того, были обещаны "призовые" за выигранные матчи – по 20 тысяч рублей. Всего в этом году Кутузов планировал вложить в клуб 60 миллионов рублей. Все звучало более чем серьезно, и 9 мая были произведены первые выплаты. Всем вручили первую половину подъемных… И на этом, в общем-то, все и закончилось.

В следующие три месяца зарплата ни игрокам, ни администрации команды практически не выплачивалась. Если не считать маленьких вливаний от двух с половиной до десяти тысяч. Вместо трех обязательных комплектов формы (домашняя, гостевая и на случай жаркой погоды – с коротким рукавом) была приобретена только одна. Каждый раз перед выездными играми приходилось созваниваться с хозяевами и просить их не играть в красном. Команда даже ела и спала в долг. "Карелия" задолжала бару "Спартак", ресторану "Урарту" и гостинице "Белые ночи". По словам руководства "Урарту", только им клуб должен около 200 тысяч рублей. Денег не хватало даже на вступительный взнос, и команде, представляющей нашу республику, разрешали играть исключительно под честное слово.
На фоне всего этого, как утверждает Борис Бирюков, в команде началось недовольство. После первых побед игроки все больше и больше начинали сомневаться в том, что руководство клуба сдержит свои обещания. Главный тренер пытался отстаивать перед президентом их права, требовал выплачивать игрокам зарплату, выдавать экипировку, мячи, но в итоге после первого же поражения был уволен. Несмотря на то, что команда к этому моменту шла на первом месте. А игрокам объявили, что деньги, которые они получили в качестве подъемных, им засчитают как зарплату за два месяца. Это переполнило чашу терпения. Футболисты потребовали возвращения главного тренера и денег. Пригрозили перестать играть. Удерживать их не стали. В итоге на следующую игру команда "Карелия" вышла ввосьмером и была разгромлена. В июле в нее были дозаявлены молодые и пока очень "сырые" петрозаводские игроки. Так что, по убеждению Бирюкова, вопрос о выходе коллектива во вторую лигу уже не стоит. Да и прожекты относительно реконструкции стадиона и строительства спортивной базы так и останутся на уровне прожетков. Бирюков считает, что Кутузов просто хотел зацепиться за бизнес в Карелии, а футбол явился лишь предлогом, благодаря которому он смог сюда проникнуть.
Стратегический план Кутузова
По словам Александра Кутузова, все, что было рассказано Бирюковым, не соответствует действительности. Больше того, он вообще сомневается, что нам звонил именно Бирюков. По мнению Кутузова, его пытался подставить генеральный директор команды Королев, которому он, Кутузов, слишком доверял.
– Это не я, а тренер и директор давали игрокам финансовые обещания. Любой здравомыслящий человек понимает, что надо играть на уровне первой лиги, чтобы получать такие деньги. Государенков и Королев поставили меня перед фактом, организовав стихийное собрание в канун Пасхи.
Кроме того, Александр Анатольевич подчеркнул, что он хотел развивать именно карельский футбол, а не выезжать за счет легионеров. Тренер же набрал игроков из питерского "Торпедо".
– Я же понимал, что они как из той команды ушли, так и из нашей уйдут. Так оно и вышло. В коллективе был бардак. Я получил письмо от руководства лиги, где клуб "Карелия" называли бандой. Вот до чего дошло. В любом случае у них не должно было быть ни одного поражения. А они еще и проиграли. Естественно, я уволил тренера.
Президент утверждает, что ему до сих пор не представлены финансовые отчеты. Он говорит: часть денег передавал директору Королеву наличными. Например, перед игрой с мурманским "Динамо" он дал Королеву 50 и 70 тысяч рублей для взноса, а потом узнал, что эти деньги в лигу не поступили. О задолженностях за питание Кутузов тоже узнал относительно недавно, но и в этом виноват генеральный директор Королев. Который, кстати, уже однажды работал с петрозаводской командой, и тогда все закончилось весьма плачевно.
– Как жаль, что я наступил на те же грабли, – говорит президент. – Но все еще не поздно изменить.
Сейчас ситуация, по словам Кутузова, выправляется. Все обещанные проекты остаются в силе. Президент по-прежнему планирует установить на стадионе 5 тысяч пластиковых кресел, сделать нормальные раздевалки, освещение и табло (иначе стадион не получит соответствующей лицензии). Он хочет прогнать со "Спартака" все типографии и парикмахерские, чтобы спортивное сооружение использовалось эффективно. Там, по убеждению Кутузова, нужно открыть кафе со спортивным питанием и построить гостиницу. Ну, и он не оставляет надежды выбраться во вторую лигу. Если не по спортивному принципу, то другим путем. То есть часто бывает, что у команды, пробившейся наверх, не хватает финансирования, и тогда ее место занимает коллектив, у которого это финансирование есть.
Королевские игры
После всего услышанного мы не могли не позвонить директору команды Владимиру Королеву.
– Я – верующий человек, – сказал нам Владимир Васильевич. – Я не мог присвоить денег. У меня бы рука отсохла. Футбольный круг тесный. Сделаешь такое – потом никогда не отмоешься.
Владимир Васильевич рассказал нам, что все сказанное Кутузовым – это ложь и обман. Президент с самого начала знал о долгах. Он лично давал обещания расплатиться и с "Урарту", и со "Спартаком", и с "Белыми ночами". Он же лично жал каждому футболисту руку и обещал им именно такую зарплату. Кроме того, Королев рассказал, что это именно он убедил помощника Фетисова позвонить в Карелию и рекомендовать Кутузова.
– Как я теперь жалею, что привел к вам в республику этого человека, – говорит Королев.
По его словам, в Питере действует солидная строительная организация "Стройиндустрия Н", принадлежащая некоему Некрасову. Вместе с Некрасовым вроде бы и работал Кутузов. Они пытались взять себе на баланс питерское "Динамо", но что-то там сорвалось. При этом Кутузов подумывал о развитии бизнеса в Карелии. Хотел получить здесь места под застройки (в частности, напротив магазина "Мелодия"), заправки, кажется, присматривался к карельской нефтебазе и подумывал о каменном карьере.
– Я тогда и подумал, что если они хотят бизнес в Карелии, то и команду нужно брать карельскую. Под развитие клуба можно получать и бизнес. Я давно в спорте, со многими у меня хорошие отношения… Так и получился этот звонок из Москвы в ваш спорткомитет. Я же не знал, что Кутузов с Некрасовым разойдутся и что за Кутузовым, по сути, уже ничего нет.
По мнению Королева, чтобы иметь какие-то гарантии, первым людям регионов стоит находить проверенных, надежных местных бизнесменов и обязательно каким-то образом заинтересовывать их, а не привлекать неизвестных предпринимателей со стороны. Только тогда есть надежда создать долгоиграющий спортивный проект.
В поисках настоящего мужика

Напомним, что это уже далеко не первая попытка создать в Карелии нормальную, конкурентоспособную команду. В 1990 году наш "Спартак" играл во второй лиге первенства СССР. В 1992-м, после распада страны, началась чехарда с финансированием, и тогда в команду пришел первый на Руси околофутбольный бизнесмен Аль-Халиди, создавший у нас филиал своего "Асмарала". Именно тогда в Карелии играл 16-летний Сергей Семак. Нынешний капитан российской сборной. Тот самый, который сделал выдающийся голевой пас в падении через себя в матче с Грецией. В Петрозаводске он по молодости в основном сидел в запасе. А через год бизнес Аль-Халиди рухнул, москвичи уехали и на смену им приехали питерцы, создав команду "Карелия-Эрзи". Они тогда заняли 2-е место и вышли аж в первую лигу. Но тоже разорились и отыграли там меньше сезона. После этого очень неплохо в Северо-Западной лиге выступали руководимые нашим тренером Евгением Соколовым команды из Сортавалы и Кондопоги. И ту и другую Соколов выводил во вторую лигу, но дальше опять не хватало финансирования.
Трудно сказать, что происходит с карельским футболом сейчас. Известно, что кутузовский проект утверждался на самом высоком республиканском уровне. Председатель спорткомитета РК Максим Антипов говорит, что доверяет Кутузову, и сейчас вопрос в том, чтобы найти на должность директора "местного честного мужика", который бы разбирался и в футболе, и в экономических вопросах, и при этом не был бы равнодушен к интересам республики. Но пока такого мужика в республике нет.