Экономика "Ехали, в натуре, три вагона зайцев"

Виктор Давидюк
№36 (641) 03.09.2008

– Первые деньги я заработала в школе на УПК, – рассказывает Светлана. – В старших классах у нас был выбор: либо научиться водить машину и получить права, либо пойти работать на комбинат и заработать немного денег. Я решила заработать.

То есть я сначала пошла получить права. Отсидела всего пару занятий. Меня испугали всякие втулки, цилиндры и прочие термины. Да и зачем мне были тогда права? Женщина за рулем тогда воспринималась как какое-то экзотическое животное в зоопарке.

Комбинат небольшого городка Сурска в Пензенской области производил сукно для всей Советской армии. Там я и работала прядильщицей, обслуживала прядильный станок. Это такая машина метров 10 длиной, с крутящимися бобинами наверху. Бобины с ровницей – это полуготовая нитка, которая легко рвется, если ее потянуть. На станке она скручивается и приобретает прочность.

Опасные деньги

Работа была опасная. Много бобин, все крутятся на скорости и в разные стороны. По технике безопасности нельзя было работать в халате с длинным рукавом. Полы халата должны были быть определенной длины. Бывали случаи, когда одежда попадала в движущиеся элементы – людям отрывало руки-ноги.

Если нитка обрывалась, то нужно было вставлять новую. Часто делали на ходу. Это требовало определенной сноровки: нитка должна была попасть в шпулю и ровно лечь по всем роликам. Если рвалось две-три – не страшно. Но когда тридцать – просто катастрофа! Приходилось останавливать машину. Так же ее останавливали на перезаправку бобин. Нужно было все делать быстро. Ведь все зависело от темпа работы, простои снижали выработку.

Кстати, мне очень нравилась эта работа. Тем, что ты сразу видел результаты собственного труда. Мне бы и сейчас хотелось что-нибудь такое, пусть связанное с физическими усилиями. Сидячая работа утомляет. После рабочего дня, бумаг и звонков думаешь: "А что я сегодня сделала?" Нужно будет отчитаться – я не смогу.

Сколько получала за работу прядильщицей? Смешные, сейчас кажется, деньги: пять рублей в месяц. Но с теми моими запросами сумма казалась просто фантастической! Я почувствовала просто неограниченные возможности! Могла позволить себе все, что душа желала! А душа желала: мороженое за 20 копеек, сочники, пирожки! Красивая закладка стоила три копейки, тушь для ресниц – 40 копеек. Могли скататься в Пензу и там здорово провести время. И самое главное – это были постоянные пять рублей. Каждый месяц!

О шмотках никто не думал, наверное, так были воспитаны. Копить? А на что? Желаний особых не было. Город был маленький и нас не баловал.

Красота требует!

Другое дело, когда я стала учиться в Питере. Стала чаще смотреться в зеркало, мне захотелось красоты! В Питере жизнь другая: больше возможностей ухода за собой, больше разной косметики. Еще я любила путешествовать. Начала с того, что объездила весь пригород Питера.

Повышенной стипендии в 55 рублей и родительских пятидесяти, конечно, не хватало. Первый курс я еще привыкала к новой жизни, к новому быту, а со второго начала работать. Тогда была служба, аналогичная сегодняшней службе занятости. Через нее мы устраивались гардеробщиками в питерских театрах и ДК.

Получали по 60 рублей в месяц. Работали почти каждый день по 4-5 часов. Нужно было развесить номерки (их убирали от воровства), принять одежду, потом после спектакля выдать обратно.

Спектакль посмотришь краем глаза раз-два и все, сидишь дежуришь. Страшно было оставлять вещи. Ответственность все-таки. Бывали, конечно, казусы на работе. Но со мной редко. Я обычно – обязательная, аккуратная. Но как-то один зритель что-то забыл, я помчалась и… стукнулась лбом с Игорем Скляром. Да так, что аж искры из глаз! Он тогда еще молодой был, никому не известный.

Три вагона зайцев

Серьезные заработки начались после третьего курса, когда мы работали проводниками. Это было сложно, но денежно. После того, как набирались группы, проходил еще своеобразный конкурс по направлениям. Южное считалось самым хлебным. Там зарабатывали "зайцами". На северном – промышляли водкой.

Зайцами промышляли на южном направлении, потому что летом билеты было не достать. Плацкартные вагоны были выгоднее – влезало больше. Обычно были сданы все третьи полки, а купе проводника шло по цене люкса. Все равно проводникам эти места были не нужны: они все вместе пили водку в одном из пяти вагонов.

Денег, конечно, зарабатывали море! Соотношение официальной зарплаты и "левака" было один к ста. Зайцы платили, если ехали далеко, в три раза больше официальной стоимости, от станции до станции – 1 рубль за километр.

А что было делать людям, которым надо было ехать? Дополнительных рейсов все равно не хватало. Бывало, дверь на станции откроешь, а тебя просто сметают! Главное, было деньги вовремя собрать. Была такая безбашенность у нас, лихость. Мы понимали, что это не на всю жизнь, просто временный заработок.

Вагоны были старые, разваливающиеся. Титаны топили углем, дровами, часто топлива не хватало, как и белья. Но мы старались делать все ради пассажиров. Нормальные ведь были люди, отвечали за тех, кто едет в вагоне. Как-то в конце лета нам не выдали дров. Мы разломали какой-то заброшенный ветхий забор на одной из станций, нашли несколько шпал… А шпалы ведь все в мазуте! Когда стали ими топить, бедные люди с головой закутались в простыни.

Когда ехали на юг, времени отдыхать не было. Поезд приходил в Адлер, несколько часов в депо – и отправлялся обратно. Но мы все равно умудрялись купаться. На протяжении 6-7 часов однопутка тянется вдоль моря. Поезда выбиваются из графика и часто образуются "пробки". В это время мы и купались. Пассажирам не разрешали, правда. Сами делали это по очереди. Кто-то обязательно стоял на стоп-кране, следил за светофором.

Мы в то время заработали на машину. Но зачем она нам, студентам, была нужна? Мы между рейсами ели в самых роскошных ресторанах, ездили на такси. Купила шубу себе из искусственного меха за 180 рублей, желтую, как цыпленок. Она, кстати, до сих пор еще "жива". Остальные деньги как пришли, так и ушли. Как раз началась перестройка, безумная инфляция. Мы тратили их уже из последних сил, как можно больше, но все равно пропало много.

Деньги нужны, но не для того, как нам их предлагают тратить гламурные журналы, стимулируя тратить на шмотки, косметику и бесконечно обновляющиеся модели телефонов…. Для меня главное, чтобы все было надежно и все работало. А приспособиться можно к любым условиям.