Общество И еще кое-чем занима-ют-ся!

Губерния
№36 (641) 03.09.2008

Перед наЧалом нового учебного года грех не вспомнить о детях. "Олонецкие губернские ведомости" решили вспомнить о детях в проблемном ключе: опубликовали статью из "Русского слова", в которой разбирается социологическое исследование приват-доцента М.А.Членова. Господин Членов провел "половую перепись московского студенчества", и согласно его опросам, 7% молодых людей начали пить и курить в 15 лет, а 92% юношей в 15 лет начали еще и "развратничать", то есть "жить с женщинами". Да, наверное, "развратничать", это все же термин автора статьи, основанной на "переписи" – Дорошевича. У Дорошевича вообще очень яркая манера изъясняться. Отрывистыми предложениями с красной строки:

"– В каком возрасте вы начали курить?

Большинство отвечало:

– В возрасте 15 лет.

Нет больше детей!

– 15-летний ребенок.

Это выражение надо сдать в архив!

Вы даже не знаете, кто живет в вашем собственном доме.

Вы думаете:

– 15-летний мальчик.

Нет. 15-летний молодой человек".

Автор описывает механизм пристрастия к курению не хуже знаменитого Аллена Карра, который глаголом сжег сердца курильщиков XXI века. Автор "Легкого способа бросить курить" явно позаимствовал свою риторику из прошлого века.

"Вспомните вашу первую папиросу. Вы кашляли, давились, земля плыла у вас под ногами, слезы лились из глаз, вас тошнило. Но вы курили и "затягивались". Зачем вы терпели эти муки? Чтобы показать себя перед товарищами:

– Взрослым человеком.

Начинали с хвастовства и вранья.

– Ты куришь?

– Только крепкие!"

Далее похожий пассаж о курении.

"От водки у всех воротило душу, и искры сыпались из глаз. Пиво казалось тем, что оно есть – отвратительной горькой бурдой. Вас тошнило, но вы пили. Как же иначе? Вы же хвастались, что взрослый и "уже пьете". Иванов Павел говорил, что у него:

– Даже алкоголизм.

Такой он не только взрослый, но даже пожилой четвероклассник".

В общем, основная мысль ясна: к пороку мальчики обращаются только для того, чтобы показать себя взрослыми. Удовольствием здесь и не пахнет. Интересно только, как автор расправляется с "женщинами" и "развратом". (Кстати, "очень многие заявили, что курение способствовало у них пробуждению половых инстинктов".)

"Первое обладание женщиной – если это можно назвать "обладанием" – вряд ли у кого оставило хорошее воспоминание. Обыкновенно это эпизод, о котором стыдно или смешно вспоминать всю жизнь. Даже стариком ежишься от конфуза, вспоминая. Так это было скверно и грязно".

Даже обидно читать, будучи девушкой. Впрочем, автор объясняет: отвращение бывает в том случае, если юноша слишком рано познает женщину – тогда, когда его инстинкт, "этот могучий художник", еще не рисует постыдный акт в красивых тонах и не скрывает "все нечистоплотное, неэстетичное, смешное, что лезет нам в глаза". "Ведь мы не южане, мы не из страны 15-летних Ромео", – добавляет автор.

Ладно. Что же делать? На этот вопрос автор отвечает очень хорошо, в духе современных приемов воспитания. Он говорит, что надо относиться к 15-летним мальчикам, как ко взрослым, и тогда они не будут стремиться искусственно казаться взрослыми. Недостаточно просто говорить ему: ты уже большой, – "это мишура".

"Пусть он имеет голос на семейном совете. Никогда и ничего не предпринимайте мало-мальски важного, касающегося семьи, не потребовав от него совета. Раз и навсегда выбросьте из вашего домашнего лексикона угрозы:

– Это не твоего ума дело!

– Надо быть взрослым, чтобы это понимать!

Если мнение его будет "детским" – спорьте. Но, споря, не упирайте на "детскость" мнения. Спорьте так, как спорят с умным взрослым, но малопрактичным человеком".

Автор советует и гостям своим велеть воспринимать ребенка как взрослого, не беда, если мальчик пустится в громкие рассуждения, что кому-то может показаться плохим тоном: "Пусть ваш сын обладает несколько меньше светским лоском, только бы не обладал в свои 15 лет сифилисом".

Следующий шаг: интересоваться тем, чем интересуется сын – чтобы было о чем с ним говорить. А так как в этом возрасте мальчики чаще всего увлекаются социализмом, то, вероятно, придется прочитать Карла Маркса. Не надо, говорит автор, оправдываться недостатком времени. "А у сына время откуда? На гимназию, приготовление уроков у него уходит часов не меньше, чем у вас на ваш труд. Ведь есть же у вас время на карты? На разговоры о кадетах и октябристах? Величайшее революционное дело вы делаете. Вы готовите миру новое племя. Пусть будет оно здоровым, сильным и умным".