Общество Немцы в городе

Ксения Сорокина
№38 (643) 17.09.2008

Наш северный край становится все более и более интересным для иностранцев. Если раньше туристов бережно доставляли к нам на автобусах и пароходах, то теперь, случается, они хотят самостоятельно вкусить карельской экзотики. Дальше всех пошли граждане Германии Штефан и Бьянка – они решили сделать фильм по мотивам своего путешествия. Согласно творческому замыслу они путешествуют раздельно. Едут по одному маршруту, но Штефан со своей спутницей Дорой, которая неплохо говорит по-русски, все время на два дня опережает Бьянку и Дашу (русская знакомая, согласившаяся стать попутчицей). Они посещают одни и те же места, но в разное время, а потому и впечатления у них почти всегда сильно отличаются.

Настоящая жизнь

Когда мы встретились со Штефаном, ярко светило солнышко. Настроение у немецкого гостя было прекрасное, ему все нравилось. Мы легко нашли общий язык.

– Так все-таки почему именно Карелия? В России много других красивых мест.

– О, все задают нам этот вопрос! Честно говоря, трудно ответить. Это мой собственный интерес. Я давно увлекаюсь Россией, русскими фильмами, книгами. Но там ведь не все так, как на самом деле. Мне же хотелось увидеть вашу жизнь изнутри. А Карелия – она на Севере, поэтому именно здесь я надеялся увидеть нетронутую природу и совсем другую жизнь, не ту, к которой привык. Я бы мог поехать в Японию, например. Там тоже совсем другая жизнь. Но эта страна меня не привлекает. Не знаю, как это объяснить, но я хотел именно в Россию и именно в Карелию. Я – обычный турист, просто люблю приключения. Единственное отличие – у меня с собой микрофон и камера. Я хочу сделать фильм о своем визите. И это должен быть фильм о настоящей жизни, а не о той, которую обычно показывают туристам. Конечно, в одиночку, без знания языка не справился бы. Поэтому со мной едет Дора, она говорит по-русски. А с моей хорошей подругой Бьянкой – Даша, она русская, но уже двадцать лет живет в Германии.

– В чем заключается главная идея вашего путешествия?

– Составить впечатление о вашей республике, о людях, которые живут здесь. У нас спонтанный маршрут, мы его придумываем каждый день. И никогда не знаем, где окажемся завтра. Это замечательно! К примеру, сегодня утром мы встретили Валентину, она работает в лесничестве. Мы с ней обсуждали наше путешествие и попросили ее присоединиться к нам на какое-то время, чтобы показать нам природу, лес. А она ответила: хм-м, прямо сейчас я не могу с вами поехать, но подождите минутку. Взяла мобильник, позвонила своему другу. Через пятнадцать минут он приехал. Мы его совсем не знали, но сели к нему в машину. И он готов был сделать для нас многое.

Катание на троллейбусе

– Штефан, куда вы сейчас собираетесь поехать?

– На Север. Хотим посмотреть другие карельские города и деревни. С тех пор как мы уехали из Санкт-Петербурга, города постепенно становятся все меньше и меньше. А скоро мы окажемся в деревне и сможем сравнить людей, которые живут в городе, и людей, которые живут в маленьких деревнях. Это должно быть интересно. Лично для меня – очень. Знаете, я живу в Берлине, это большой город. Но я ничего не знаю о других городах, особенно о маленьких. А Россия мне всегда нравилась, я уже говорил об этом.

– У вас возникают трудности во время путешествия?

– Почти нет, ваши люди очень дружелюбные. Только вот иностранцам трудно попасть в Россию. Мы три дня провели в Санкт-Петербурге, оформляли всякие документы. И там мы связывались с другой нашей командой. Они путешествуют тем же маршрутом, но впечатления у них другие. Потому что в одних и тех же местах мы встречаем разных людей. Даже в поезде люди другие. Но мы им советуем, куда лучше пойти и какие места посмотреть. Хотя мы и сами иногда не знаем, что надо в городе посмотреть. Хорошо, что наши новые друзья нам помогают. В Интернете есть специальный сайт, где люди предлагают друг другу жилье на время совершенно бесплатно. Еще когда мы были в Берлине, через сайт мы познакомились с Максимом. Он не знал нас, но очень тепло нас встретил. Бьянка и Даша тоже будут жить у него.

– Каким было ваше первое впечатление от Карелии?

– Оно еще до конца не сформировалось. Думаю, к концу нашего путешествия (то есть в последних числах сентября) я смогу говорить с уверенностью. А пока у меня одни эмоции. Из окна поезда я видел деревья, лес. Но небо, к сожалению, было серым. Еще мы видели болота, много воды, деревянные домики, которые стояли близко к железной дороге. А какие-то люди продавали грибы или ягоды, я точно не успел разглядеть. Все это так необычно!

– А Петрозаводск вам понравился?

– О, да! Мы постоянно встречаем замечательных людей. Мы приехали только вчера утром, но Максим уже успел вывести нас на длинную-длинную прогулку, мы обошли почти весь город. Может, для вас это немного скучно, но мне интересны самые банальные, обычные вещи. Даже кататься на троллейбусе по Петрозаводску так увлекательно! И квартиры, и дома русских людей – это все тоже интересно. Еще мне понравились разные ваши памятники, их довольно много.

Холодные немцы

– Наверное, вам кажется, что у нас очень холодно…

– Не так, чтобы очень… Нам с погодой пока повезло, сегодня вот солнце светит. Максим сказал, что обычно у вас холоднее. И мы готовились к худшему. Да и в Германии у нас часто бывают дожди, так что мы привыкли ко всему.

– Наши люди чем-то отличаются от немцев?

– Да, я вижу отличия. Когда мы только сошли с поезда, Максим нас сразу встретил. И он повез нас в свою семью, там были все – и его брат, и сестра, и даже сын брата. Они о нас очень заботились. И вкусно кормили. И когда мы останавливались в Санкт-Петербурге, было то же самое. Эта русская гостеприимность действительно существует. В Германии, к сожалению, такого почти не бывает. Немцы холоднее, они держат дистанцию.

– А в обычной жизни вы чем занимаетесь?

– Я пока еще студент, учусь на юге Германии, недалеко от Штутгарта. Это мой последний год в университете, я изучаю режиссерское дело. А вообще люблю делать то, что и другие люди. Встречаюсь со своими друзьями, мы часто собираемся вместе и стараемся заснять на камеру разные моменты нашей жизни. У меня уже очень много таких фильмов. Но самый большой фильм будет о России.

С погодой не повезло

Бьянка и Даша приехали в Петрозаводск через два дня, когда от карельского солнышка не осталось и следа. Бьянка даже успела простудиться, но не особо расстроилась. Что самое удивительное, их со Штефаном впечатления о Карелии действительно получились разными:

– Пока мне все нравится начиная с первых минут путешествия. Сейчас мы живем у Максима, спим в гостиной. Каждое утро нас кормят завтраком. Поскольку я болею, обо мне особенно заботятся. Так что все замечательно! Все такие дружелюбные, открытые, – говорит Бьянка.

– Когда Штефан был в Петрозаводске, здесь светило солнце. А сейчас все серое и дождь вот-вот пойдет. Это как-то повлияло на ваши впечатления?

– Не особо… Нам не повезло, конечно. Но мы привыкли. Надеюсь, хорошая погода еще будет. Но ведь она не должна влиять на наши впечатления. Штефан ездил на Чертов стул. И мы тоже поедем, хотя в такую погоду это будет не так здорово. А я еще и болею, так что мне немного плохо.

– Вы должны посетить те же места, что и Штефан с Дорой?

– Да, по крайней мере, постараться. Не всегда это удается. Штефан сейчас в Беломорске, потом поедет в Калевалу, а потом в разные деревни. Мы тоже собираемся скоро выезжать в Беломорск. Но в той гостинице, где остановился Штефан, нет мест. Места есть в другой гостинице, она немного подороже. А мы должны были быть там, где был Штефан… Он же с диктофоном, он может только записать интересные звуки. А я все снимаю на камеру. Я училась в той же академии, что и Штефан, но я ее уже окончила. Сейчас я делаю снимки и фильмы для рекламы, еще документальные фильмы.

Все как в Берлине?

– Идея совершить путешествие по Карелии принадлежит Штефану или вам обоим?

– Мы оба этого хотели. Вернее, то, что мы поедем именно в Карелию, решил Штефан. А я просто хотела в Россию, меня всегда привлекала ваша страна. Потом мы подумали, что просто путешествие – слишком скучно. И решили сделать фильм о том, как два человека из Германии приезжают в Россию, ничего конкретного о ней не зная. Чтобы было еще интереснее, решили ехать с разницей в два дня. Если бы мы были вместе, то могли бы что-то пропустить. Сейчас я вижу, как много у немцев стереотипов. Мы думали, что Россия – это много водки, например. На самом деле ничего подобного тут нет. Я боялась, что к нам будут плохо относиться из-за прошлого, из-за нашей истории. Но нам об этом ни разу не напомнили.

– Вы со Штефаном делитесь впечатлениями?

– Не совсем. Он просто советует мне что-то посмотреть. Но наши мнения не всегда совпадают, ведь события не повторяются. Иногда он говорит: встреться с этим человеком, он очень интересный. Я встречаюсь, а потом удивляюсь: неужели, он же совсем не такой. Все-таки я могу быть в плохом настроении или могу думать о своих проблемах. От этого впечатление меняется. Но природа ваша мне тоже очень нравится. Так много воды везде! Я ее даже попробовала, в ней, по-моему, много железа. Еще у вас есть маршрутки, мы на них катались. В Германии такого не увидишь.

– Штефан сказал, что наши люди не очень похожи на немцев. Вы тоже так считаете?

– Не знаю… Честно говоря, когда я вышла из поезда в Санкт-Петербурге, я подумала: боже, все люди тут такие же, как в Берлине! Они так же одеты, так же ведут себя на улице. Ничего особенного я не заметила. А на самом деле русские действительно отличаются. Пока не знаю, чем конкретно. Я все смотрю, и смотрю, и смотрю. Надеюсь, я смогу хоть чуточку выучить ваш язык. Пока я только пару слов знаю.

– Путешествие проходит гладко?

– Да. Мы с камерой везде ходим, но люди на это спокойно реагируют, продолжают заниматься своими делами. В Германии люди бы попытались закрыться от камеры, они все охраняют свою личную жизнь. А в России можно спокойно снимать. Вот в Вильнюсе были проблемы. Мы снимали что-то в супермаркете, люди пожаловались администратору. Он нам разрешил снимать, но покупатели из магазина все время ходили и жаловались на нас. И потом администратор рассердился и совсем запретил нам снимать. В России такого бы не произошло, у вас все люди понимающие!