Политика Что еще позабыл губернатор?

Арина Громова
№41 (646) 08.10.2008

В Петрозаводском суде продолжается слушание уголовного дела против председателя Петрозаводского городского Совета Василия Попова. По версии следствия, подписав вместе с другими депутатами Обращение к президенту страны с подробным рассказом о росте коррупции в республике, Василий Анатольевич оклеветал губернатора Карелии.

Цирк

Это не первый и, похоже, далеко не последний допрос Сергея Катанандова. Он сам хотел этого суда. И теперь ему самому приходится отвечать на многочисленные вопросы, призванные вскрыть коррупционную составляющую жизни республики. В минувший вторник вопросы касались в основном деятельности государственного унитарного предприятия "Лесинвестэкспорт", упомянутого в Обращении. Напомним, что генеральный директор этого предприятия депутат Дмитрий Макеев некоторое время назад был осужден и исключен из числа народных избранников.

– Знакомы ли вы с Макеевым? – интересовался подсудимый.

– Знаком.

– Как долго?

– В течение последних 10 лет.

– Помните, кто и при каких обстоятельствах вас познакомил?

– Нет.

– Что вы можете сказать о человеческих и профессиональных качествах этого человека?

– Ничего. Не могу оценивать людей, не очень хорошо знакомых.

– Вы с ним знакомы слабо?

– Недостаточно...

– Цирк, – послышалось вдруг из зала. – Настоящий цирк.

Возмутительницу спокойствия вывели. При этом женщина была не так далека от истины.

Краем уха

На все вопросы глава Карелии отвечал тихо и не очень уверенно, периодически забываясь и переходя на личности.

– Экзамен на знание терминов устраивать мне не надо. Имею три высших образования, – резко среагировал губернатор на, казалось бы, простой вопрос о том, что такое, с его (!) точки зрения, бизнес-группировки (о них говорится в Обращении). – Отвечать по существу я готов.

Тем не менее именно по существу задаваемых вопросов губернатор как раз старался отвечать меньше всего. На все предельно конкретные вопросы Василия Попова Сергей Катанандов кидал лаконичные "не знаю" и "не помню" или вовсе пускался в пространные размышления.

– С какой целью создавалось государственное унитарное предприятие "Лесинвестэкспорт"? – поинтересовался Василий Попов у главы республики.

– Как и все государственные предприятия, с определенными целями.

– Известно ли вам, с какой целью создавалось это предприятие?

– Доподлинно нет. Могу предположить, что частью его работы было освоение лесных ресурсов.

– Освоение ресурсов для самого предприятия либо для решения каких-либо социальных или экономических проблем, например, бюджета?

– Не могу сказать. Не знаю.

– Кому принадлежала идея создания этого предприятия, можете сказать?

– Нет. Не могу.

– Вы не помните или не знаете?

– И не помню, и не знаю. Честно говоря, не задумывался над этой темой.

– Знаете ли вы, существовали ли какие-либо расчеты целесообразности создания этого предприятия?

– Нет. Не знаю.

– Про это предприятие вы вообще слышали?

– Краем уха.

Сообщим читателям то, что известно из прессы многим жителям республики. "Лесинвестэкспорт" был создан карельскими властями в марте 1999 года для заготовки и продажи древесины. Предполагалось, что вырученные от его работы деньги пойдут на реализацию республиканских инвестиционных программ: на поддержку школ, детских садов, сельскохозяйственных предприятий и нужд населения. И утверждение о том, что глава Карелии этого не знает или не помнит, выглядит, по меньшей мере, как насмешка. Собственно, как и то, что Сергей Леонидович понятия не имеет о судьбе этого предприятия.

– Известно ли вам, существует это предприятие в настоящий момент или нет? – интересовался у губернатора Василий Попов.

– Не знаю.

– То, что оно было обанкрочено, тоже не знаете?

– Тоже не знаю.

– Удалось ли предприятию расплатиться с кредиторами на сумму примерно 10 миллионов рублей, тоже не знаете?

– Не знаю.

– Знаете ли, какие кредиторы и на какие суммы пострадали?

– Не знаю.

– Знаете ли, какой объем леса для выполнения государственной деятельности был выделен этому предприятию?

– Не помню.

Сергей Леонидович "не помнит", что "Лесинвестэкспорту" было выделено более 100 кубов леса.

– А известно ли вам, что Дмитрий Макеев, вместо того чтобы выполнить свои обязательства перед Министерством финансов, на вырученные от реализации леса деньги финансировал деятельность постороннего, принадлежащего ему же предприятия, купил себе дорогой автомобиль стоимостью более 2 миллионов рублей и бесплатно оформлял визы различным людям в количестве более двухсот человек, не имеющим отношения к данному предприятию? – допытывался Попов.

– Мне об этом не известно, – уже с нескрываемым раздражением отвечал потерпевший.

Не знаю и не помню

Губернатор не смог вспомнить, как он и члены его правительства отреагировали на уголовное дело и обвинительный приговор в отношении бывшего гендиректора "Лесинвестэкспорта" и понес ли кто-то из них наказание за допущенный урон бюджету и авторитету власти. Он вообще не смог пояснить, как правительство контролировало деятельность этого государственного унитарного предприятия.

– В мае 2004 года Прокуратура республики потребовала, чтобы контракт с Макеевым был расторгнут. Когда у Макеева спросили, почему этого не произошло, он ответил: "Спросите у правительства". Скажите, почему контракт не был расторгнут? – уточнял Василий Попов.

– Не знаю, – привычно отвечал губернатор.

Было очевидно, что продолжать разговор о деятельности "Лесинвестэкспорта" у потерпевшего не было никакого желания.

– Никакой информации о том, что сделал господин Макеев ни мне, ни членам правительства никто не предоставлял и предоставлять не будет, – пытался откреститься Сергей Катанандов от дальнейших вопросов. – Не имеет права глава республики ни вмешиваться, ни комментировать, ни тем более давать указания по конкретным делам, когда они уже расследуются правоохранительными органами или тем более находятся в суде. Это просто возмутительно, если я буду делать рекламу на этом...

Между тем уголовное дело и суд над Дмитрием Макеевым наделали много шума в Карелии. Об этом писали многие СМИ, люди возмущались тем, как легко деньги из государственного предприятия тратились не по назначению.

– Когда Панова задерживают при получении денег, вы создаете комиссию, которая все проверяет, а когда возбуждается уголовное дело в отношении Макеева по поступкам, наносящим ущерб экономике Карелии, вы говорите, что нельзя ничего проверять, так как это будет вмешательство. Не противоречит ли это вашим же словам? – поинтересовался Попов.

Ответа не последовало.

– Макеев, руководя предприятием, нанес ущерб бюджету Карелии. Управление капитального строительства отказывается признавать ущерб. Министерство финансов отказывается быть потерпевшим. Прокуратура требует снять директора крупного предприятия, но он не снимается. Вы говорите, что даже не помните, принимались ли какие-то меры по этому поводу. Можно ли сказать, что вы не в полной мере контролируете деятельность своих чиновников? – последовал очередной вопрос подсудимого.

– Слишком упрощенно, Василий Анатольевич, вы подходите...

– Ответьте, как можете.

– Не считаю.

Не знает, с кем советуется

– В СМИ постоянно звучит такая приписка к должности Макеева – советник главы республики. В курсе ли вы, что он является вашим советником? – поинтересовался у губернатора Василий Анатольевич.

– Не могу сейчас ничего сказать.

– Вы вообще своих советников знаете? Кто ваши советники?

– Могу сказать, что у меня их много.

На уточняющий вопрос судьи Сергей Леонидович даже численность их назвал – около тридцати. Такое количество человек главе республике запомнить, конечно, не под силу. Соответственно, по каким вопросам Макеев дает или давал ему советы, губернатор тоже не вспомнил.

Столь странная и чаще выборочная забывчивость Сергея Катанандова вызвала вполне закономерный вопрос Василия Попова:

– Сергей Леонидович, вам не приходилось сталкиваться с проблемами с памятью не только в этом судебном процессе, но и в каких-то других областях жизни?

– Бывает, – монотонно ответил губернатор.

– А вот такие "бывает" не мешают вам исполнять высокую должность главы?

Вместо ответа губернатор сообщил:

– Медкомиссию мы проходим регулярно.

Допрос продолжался почти три часа. Однако вопросов к главе республике еще слишком много. Следующее заседание с участием Катанандова назначено на 14 октября.

"Карельская Губернiя" продолжает следить за развитием событий.