Общество Дневник училки

Ксения Сорокина
№48 (653) 26.11.2008

Наверное, каждый ученик хоть раз втайне мечтал оказаться на месте учителя. Это же какие безграничные возможности открываются! Можно, например, всем отличникам понаставить "двоек", а двоечникам, наоборот, "пятерок". Тебя все боятся и уважают. А ты можешь просто так взять и опоздать или вообще не прийти на урок. И ничего тебе за это не будет.

Я так тоже думала, когда училась в школе. Но оказалось, что жизнь учителя гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Убедиться пришлось на собственном опыте: два месяца я в качестве учителя русского языка и литературы проходила практику в обыкновенной петрозаводской школе.

День первый

Пять лет назад, оканчивая школу, я была уверена, что не вернусь сюда. Не стоило зарекаться. Я снова в аду. Малыши бегают, шумят и путаются под ногами, старше-классники толкаются. Девчонки в коротких юбках и в полной боевой "раскраске", нанесенной на лица неумело, зато щедро.

Лично я сразу решила, что учителем пойду только в пятый класс. Ну в крайнем случае – в шестой. С малышами же проще, они точно будут слушаться. А вот со старшеклассниками придется труднее: сами понимаете, переходный возраст. Однако мне достался восьмой класс. И об этом я нисколечко не пожалела. Нынешние "малыши", по рассказам других практиканток, такое вытворяют, что страшно становится. Постоянный шум и пререкания на уроках – это еще цветочки. Девочки могут запросто достать на уроке косметику и краситься. Потом начать громко обсуждать последние события школьной жизни. А потом еще и во весь голос, не обращая никакого внимания на надрывающегося учителя, спеть песенку. К старшим классам дети становятся более сознательными и красятся уже у большого зеркала в коридоре. А на уроках ведут себя гораздо тише, половина класса даже прилежно выполняет задания.

Одиннадцатиклассники же вообще все воспринимают очень остро. Получив "тройку" за сочинение, могут швырнуть тетрадь на пол и отказаться работать на уроке. Я сама была свидетельницей подобных ситуаций.

Познакомившись со своим восьмым классом, я подумала – боже мой, какие они все большие! Вроде бы на недостаток роста я никогда не жаловалась, но по сравнению с некоторыми своими ученицами я чувствовала себя совсем маленькой. Мальчиков в классе явно больше, чем девочек. Это хорошо: с мальчиками проще установить контакт. В начале практики просто наблюдаю за "своими", сидя за последней партой: те, кто поближе к учителю, отвечают на вопросы, что-то записывают. Остальные играют на телефонах, рисуют, иногда заглядывают в тетрадь. Кто-то листает журнал про футбол. Нормальная рабочая обстановка. С классной руководительницей, кстати говоря, мне повезло. Она предупредила, что детки сложные, но интересные. А другим практиканткам даже рассказала, кто с кем в классе встречается, кого и за что не любят.

День пятый

Надо же было так засыпаться! В школу в этот день я идти не планировала, а потому надела свое любимое короткое обтягивающее платье. Неожиданно позвонила учительница и попросила привезти учебник по литературе. В школьном дворе стояли мои восьмиклашки. Завидев меня, они запрыгали и начали наперебой здороваться и спрашивать, когда я начну вести у них уроки и сколько мне лет.

– А вы будете меня слушаться? – на всякий случай поинтересовалась я у ребят.

– Конечно! Особенно если вы так все время будете одеваться! – заверили парни.

Все, надо срочно задуматься о своем образе. Только классическая одежда и длинные юбки. Обтягивающие джинсы – это, как выяснилось, тоже опасно. То и дело вслед раздается: "О, какая попка!" или "Крошка, подожди". Да, современные школьники особо не стесняются. Однажды дошло до того, что какой-то девятиклассник перегородил мне дорогу и настойчиво начал приглашать прогуляться вечером. Тот факт, что я была на две головы выше, его нисколько не смущал. Никакие разъяснения не помогли – парень долго кричал вслед, что я даже не представляю, от чего отказываюсь. Подобные случаи – у всех практиканток. Причем некоторые ученики "ухаживают" грубовато: то тряпкой попадут, то вещи со стола утащат. Зато комплименты от учеников слышать порой даже приятнее, чем от поклонников: банальная фраза о том, что у тебя глаза красивые, из уст двенадцатилетнего мальчика звучит куда более искренне.

День седьмой

Судный день! Мне наконец-то доверили вести урок. Буду рассказывать ребятам про стили речи, существующие в русском языке. Вот мне и пришлось лично столкнуться со всеми нюансами профессии учителя. Раньше я думала, что учитель знает все. Поэтому он может просто прийти на урок и начать говорить на любую тему. Однако, чтобы о чем-то рассказать, надо сначала составить дома конспект урока, подробно распланировать, какие вопросы ты будешь задавать классу, что будет записано на доске, а что ребята сами запишут в тетрадь, какие упражнения вы вместе будете делать – в общем, куча всякой информации. Я честно расписала весь конспект от и до, как нас учили в университете. Ну и заодно тщательно продумала свой костюм – надо внушать уважение. Правда, к концу практики мои конспекты заметно укоротились, а на смену наглухо закрытым кофтам пришли привычные наряды.

Войти в класс и провести свой урок в первый раз – все равно что прыгнуть с парашютом. Страшно, но жутко интересно: смогу ли? Я пришла за полчаса до начала урока. Разложила вещи, раздала распечатки. Прозвенел звонок. "Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока – стили речи". Стараюсь вести себя как настоящий учитель. Ребята вроде слушаются. Задаю вопрос:

– Как вы думаете, а кто чаще всего пользуется официально-деловым стилем?

Ученики начинают перечислять: чиновники, министры, президент. И вдруг откуда-то справа ясно слышу: "Суки!" Становится сначала жарко, потом холодно. Нас не учили, что надо делать, если на уроке кто-то начинает материться.

– Что ты сказал? Кто?! – возмущенно переспрашиваю.

– Судьи! – растерянно повторяет ученик.

Это был мой первый, но не единственный конфуз в роли учительницы. Перепутанные фамилии и имена – само собой. Плюс пара опозданий на собственные же уроки.

День пятнадцатый

Наконец-то можно сидеть в учительской, и никто тебя не выгоняет. Наоборот, с сочувствием смотрят на гору тетрадей или дневников, возвышающуюся перед тобой. Всегда мечтала узнать, что между собой обсуждают учителя. На самом деле – ничего особенного: нет времени сходить и купить зимние сапоги, записаться на фитнес, 9Б – это просто кошмар какой-то, но если оттуда выгнать Сидорова, то еще можно будет работать, а в 10В все совсем плохо, за диктант сплошные "двойки" и "тройки". Нормальные человеческие разговоры.

Уроки у меня теперь почти каждый день. Заметила: если вести два урока подряд, то на второй уже не хватает сил. Ума не приложу, как учителя умудряются вести по пять-шесть уроков в день…

Вчера показывала своим ребятам фильм "Ромео + Джульетта". Знакомились с творчеством Шекспира. Выбрала тот фильм, который посовременнее, с Леонардо ди Каприо в главной роли. Жаль, что с переводом не повезло, он оказался "гоблинским". Но ребята, к моему великому удивлению, сидели смирно. Когда Ромео и Джульетта забрались в бассейн и начали весьма откровенно ласкать друг друга, девочки все как одна покраснели, завизжали и начали закрывать лицо руками. Зато мальчики смотрели во все глаза и умоляли не перематывать сцену.

Сегодня писали сочинение на тему "Характеристика человека" – описывали друзей и родных. Проскочило несколько замечательных перлов: "У нее голубые глаза, чуть ниже плеча мелированные волосы и стройная, привлекательная походка", "глаза у него большие, серые, лоб – высокий, чуть пониже меня". Учителя жалуются, что с тех пор, как выпускное сочинение отменили, ребята совсем мало пишут. В ЕГЭ же в основном проверяются теоретические знания, а маленькое эссе или рецензия в последнем блоке с сочинением даже и сравнивать нельзя. Поэтому и получается, что современные ученики пишут неважно.

День последний

Немного грустно. В начале практики я мечтала о том, чтобы она поскорее закончилась. А теперь так привыкла к ребятам, что совсем не хочется с ними расставаться. Хотя, вынуждена признать, мои педагогические таланты оставляют желать лучшего. Иногда смотришь на своих одногруппниц – они себя ведут как настоящие учительницы: и прикрикнуть могут, и "двойку" в журнал поставить. Им даже предложили после университета прийти в школу работать. Я же каждый раз, когда вроде бы надо поставить "двойку" или задать большое домашнее задание, вспоминаю себя в юном возрасте. Я очень боялась "двоек" и ненавидела домашние задания.

Провела свой последний урок. Когда стала благодарить учеников за хорошую работу, они завозмущались:

– Как же так? Вы же обещали, что два месяца у нас будете!

– Все правильно. Но два месяца уже прошли!

И вправду, время пролетело незаметно. За эти два месяца я успела понять, что учитель из меня не получится. Зато учителей я теперь буду уважать всегда. Потому что это – настоящий подвиг: проводить по пять уроков в день, проверять пачки тетрадей и дневников, успевать сводить свой класс в кино и при этом еще и не забыть, что у тебя – семья, муж некормленый и ребенок в садике...