Политика За форель – в тюрьму

Надежда Меккиева
№49 (654) 03.12.2008

Карельского министра сельского хозяйства Ванду Патенко допросят в качестве подозреваемой. На прошлой неделе в отношении руководителя отрасли было возбуждено уголовное дело. Как сообщает пресс-служба МВД, по версии следствия, Патенко незаконно присвоила функции другого госоргана, тем самым превысив должностные полномочия. В результате чего нанесла неким коммерческим организациям ущерб в 25 миллионов рублей.

Министр немедленно собрала пресс-конференцию, в ходе которой выразила свое несогласие с обвинениями.

Второе из первого

– Удивляет меня то, что, как говорится в сообщениях МВД, я превысила свои полномочия в период с 2004 по 2006 год. Я хочу уточнить, что в 2004 году я не работала в министерстве вообще, – заявила Ванда Патенко. – Начала я работать только с 2005-го, и до 1 декабря 2006 года вопросами, связанными с форелеводством, не занималась.

Новое уголовное дело связано с более ранним, возбужденным еще летом этого года. Напомним, Министерство сельского хозяйства подозревается в сговоре с форелеводческими фирмами. Как считает следствие, одним предприятиям ведомство согласовывало участки под разведение рыбы, другим же отказывало, причем отказывало незаконно.

Инициатором громкого дела стала питерская фирма "Рокфор", которой в 2006 году не разрешили создать форелеводческое хозяйство на акватории Ладожского озера. В министерстве отказ объясняют тем, что в то время там велись научные исследования, связанные с тяжелыми металлами. По их завершении участок "Рокфору" выделили, но гораздо меньший, чем просила фирма.

В рамках первого уголовного дела были проведены обыски в Минсельхозе. Также в поле зрения правоохранительных органов попал бывший карельский министр сельского хозяйства Владимир Собинский (сейчас советник секретаря президиума Генерального совета партии "Единая Россия" в Москве). Были обысканы его загородный дом и хлебозавод "Сампо", который он в свое время возглавлял. Обвинение по первому уголовному делу конкретным людям пока не предъявлялось.

Кто, если не мы?

В свое время "Рокфор" обратился и в Управление Федеральной антимонопольной службы, УФАС подало в суд на Минсельхоз, утверждая, что министерство вообще не имеет полномочий согласовывать участки. Судов было несколько, "боевые действия" велись с переменным успехом. Как сообщила на пресс-конференции Ванда Патенко, на прошлой неделе в Северо-Западном Арбитражном суде министерство доказало свою правоту.

– Мы считаем (и Арбитражный суд это доказал), что ничего министерство не нарушало, – заявила Ванда Феликсовна. – До сентября 2007 года мы работали в правовом вакууме. Не были до конца прописаны законы, в которых был бы утвержден весь порядок размещения хозяйствующих субъектов на акваториях. Судья Арбитражного суда спросила у представителя антимонопольной службы, кто же должен был тогда выполнять эти функции? Нам не надо и никому не надо, тогда что?

По словам Патенко, никакой "отсебятины" не было. Ведомство руководствовалось устными и письменными рекомендациями, которые спускал сверху российский Минсельхоз.

Что касается "Рокфора", как утверждает Патенко, фирма даже присылала благодарственное письмо, когда ей выделили участок. По информации министерства, на данный момент "Рокфор" вырастил всего 70 тонн форели, тогда как разрешение было выдано на 600. Средняя же производственная мощность существующих в Карелии форелеводческих предприятий – 379 тонн в год.

– А нас пытаются обвинить в том, что не дали развиваться бизнесу и нанесли ущерб, – удивлялась министр.

Вред рыбе

Как считает Ванда Феликсовна, скандалы с уголовными делами возникли неспроста.

– Это кому-то выгодно, но какому уровню власти – мне трудно сказать, – заметила министр.

Еще летом председатель Ассоциации форелеводства Карелии Валерий Артамонов отметил, что в республике "задействован правительственно-административный ресурс по содействию московским и питерским фирмам". Правда, что за ресурс, не уточнил.

Между тем, по мнению Патенко, разгоревшиеся вокруг министерства страсти вредят развитию форелеводства в Карелии. С сентября прошлого года не выделено ни одного участка, а 6 хозяйств выставлены на продажу. Между тем сегодня 70 процентов от всей выращиваемой в России форели производится в нашей республике.

В прошлую пятницу министр должна была явиться на первый допрос.

– Следствию мы препятствовать не будем. Надеемся, нас наконец-то услышат в Республике Карелия, – заверила Ванда Патенко.

Кстати, по статьям, что инкриминируют министру, максимальное наказание – 7 лет лишения свободы. "Карельская Губернiя" будет следить за развитием событий.