Политика За хорошие новости надо платить

Губерния
№49 (654) 03.12.2008

Глава Сегежского городского поселения, член партии "Единая Россия" Сергей Долгачев написал заявление на имя министра внутренних дел Карелии Игоря Алешина и потребовал провести расследование действий депутата ЗС РК, владельца телекомпании "Ника" Андрея Мазуровского, которые, по его мнению, подпадают под статью Уголовного кодекса о вымогательстве. Такое же заявление, с незначительными правками, сегежский мэр отправил руководителю регионального отделения партии "Единая Россия" Валентине Пивненко с просьбой назначить партийную комиссию для аналогичной проверки.

Судя по тому, что рассказывает Сергей Долгачев, и правоохранительным органам, и партийным действительно есть чем заняться. Вот только перспективы разбирательств весьма туманны. Сколько раз за последние годы фамилия Мазуровского фигурировала в разных скандалах, в том числе с уголовным душком?! Но на нем, как в том стишке, и шапка не горит, а сидит элегантно…

На уровне республики "решили вопрос", так чего же вы мелочитесь?

История, которую рассказывает сегежский мэр (если верить его словам и заявлениям), произошла больше года назад, но и сейчас имеет продолжение. В июне 2007-го депутаты ЗС РК проводили в Сегеже выездное заседание парламентских комиссий. Был там и Андрей Мазуровский, который, пользуясь случаем, попросил местное руководство о конфиденциальной встрече.

В кабинете главы Сегежского района собрались сам Андрей Афанасьевич, сотрудник телекомпании "Ника" Александр Чаженгин (недавно Сергей Катанандов взял его работать в свою администрацию), мэр Сегежи Сергей Долгачев и глава администрации района Юрий Андреев. Со слов Долгачева (все это подробно излагается в заявлениях), Мазуровский сразу же завел речь о возможности финансирования районного филиала телекомпании "Ника" из бюджета города и района. Бизнесмен говорил о сложной ситуации в телекомпании, особенно после отказа давать на нее деньги со стороны Сегежского ЦБК, и настаивал на заключении договоров об информационном обслуживании на общую сумму 1 миллион рублей в год. По прикидкам Мазуровского, этой суммы вполне достаточно, чтобы "Ника" в Сегеже не испытывала финансовых проблем. В пример он приводил, как это было решено на уровне республики, когда телеканал получил несколько миллионов рублей на рекламу нацпроектов (телекомпании Мазуровского, напомним, досталось из регионального бюджета 7 миллионов рублей, это больше, чем получили все другие телекомпании вместе взятые).

Мэр Сегежи Сергей Долгачев ответил, что таких денег в городском бюджете нет и финансировать частный телеканал в подобном объеме нет никакой возможности. Максимум, что он может пообещать, 30 тысяч в год за объявления в "бегущей строке". А на другое "обслуживание" денег нет, да и надобности в нем, в общем-то, тоже.

Тогда господин Мазуровский якобы пригрозил, что если вопрос о финансировании решен не будет, местная "Ника" займется дискредитацией сегежских властей в своих репортажах, в результате чего авторитет власти будет подорван, что чревато неприятностями, особенно в период выборов.

"Особые угрозы были высказаны Мазуровским в отношении предвыборной агитации по выборам в Госдуму и выборам президента, – пишет в заявлении Долгачев. – Он сказал, что специально подобранной информацией на "Нике" в Сегеже добьется того, чтобы на выборах голосование по Сегежскому району показало наименьший процент явки избирателей по Карелии, а за партию "Единая Россия" проголосовал бы наименьший процент избирателей. Также он сказал, что специально подготовленными репортажами уменьшит число проголосовавших за "Единую Россию" минимум на десять процентов по сравнению со средними показателями по Карелии".

"Но, несмотря на эти угрозы провалить выборы и принуждение к заключению договора на 1 миллион рублей, я ответил, что таких договоров заключать не буду и это мое окончательное решение. Показа недостатков я не боюсь, и администрация готова работать над их устранением", – объясняет сегежский мэр. Примерно то же самое ответил Мазуровскому и глава администрации района Юрий Андреев.

Со слов Долгачева, встреча закончилась тем, что Андрей Мазуровский назначил организатором "черной" информационной кампании против сегежских властей присутствующего здесь же Александра Чаженгина. И в заключение произнес: "За хорошую информацию надо платить!". А дальше… "От угроз, принуждений и вымогательства Мазуровский и Чаженгин приступили к действиям" (мы цитируем заявление мэра в милицию).

Чем хуже, тем лучше

Жители Сегежи, имеющие возможность смотреть местную "Нику" начиная с лета прошлого года, действительно оказались свидетелями жесткой информационной кампании по отношению к местным властям, которая продолжается по сей день. В репортажах журналистов работа органов местного самоуправления подавалась и подается практически всегда негативно. Правда, никто раньше не знал толком, с чем это может быть связано. И только теперь, спустя время, понятно, что явилось возможной причиной.

"Почти в каждой передаче редакцией старательно подбираются материалы, направленные на публичное оскорбление представителей местного самоуправления, – рассказывает Сергей Долгачев. – Клевета, распространение заведомо ложных сведений стали нормой".

Со слов мэра, в репортажах "Ники" журналисты не раз советовали жителям Сегежи не платить за капремонт и за "коммуналку" вообще, любые недостатки в работе обслуживающих организаций списывались на мэрию. Так чего удивляться, что, по последним данным, свыше 60 процентов жителей района имеют долги перед коммунальщиками?! Причем этот "тихий бунт", по мнению Долгачева, в любой момент может перерасти в публичные стихийные выступления – людей фактически подвигает к этому агитпроп "Ники": "С экранов телевизоров людей призывают к экстремистской деятельности, в репортажах возбуждается ненависть к органам власти".

Нетрудно быть Богом

Понятно, что написать заявление в правоохранительные органы Сергея Долгачева могли подвигнуть только очень серьезные причины. Подумать только, против кого открыто выступил! Против человека, который, как говорят в кулуарах, "губернатора держит"… Не каждый решился бы на такой шаг, большинство бы, наверное, побоялось последствий, но, видимо, уж так допекли, что деваться некуда.

В любом случае поступок сегежского мэра заслуживает уважения, причем вне зависимости от того, чем закончится проверка – возбуждением против Мазуровского уголовного дела или констатацией, что "состава преступления не имеется". Очевидно, что доказать прямую причинно-следственную связь между конфиденциальным разговором четырех собеседников и последовавшими за ним репортажами на телевидении будет нелегко. Не говоря уже о том, что Мазуровский, конечно, использует свое влияние, чтобы замять скандал, да еще и Долгачева сделать крайним. Шаги в этом направлении уже заметны: остановка Сегежского ЦБК, растущая безработица – на уровне правительства республики все проблемы, свалившиеся на Сегежский район в последние недели, списываются на местную власть. Оказывается, это Долгачев в мировом кризисе виноват.

И все-таки любопытно, чем закончится проверка. Если вспомнить другие сомнительные истории, фигурантом которых был Мазуровский, можно смело утверждать – он всегда выходил из воды сухим. Судебные разбирательства по уголовному делу, связанному с выборами 2002 года (организация клеветнической кампании в отношении Валерия Тольского и Галины Васильевой), закончились ничем – истек срок давности. Уголовное дело по преднамеренному банкротству "Карельской сосны" только-только раскручивается.

Иногда кажется, что этот человек в Карелии может все. Захотел для "Ники" бюджетных денег – пожалуйста, реклама нацпроектов. Захотел государственную пенсию – пожалуйста, изменения в Конституцию. Захотел, чтобы сын стал министром – пожалуйста, пост главы комитета по делам молодежи. А то, что мальчик от армии уклонялся, так это так, пустяки. Почти такие же пустяки, как фестиваль "Воздух", сначала запрещенный, но потом все равно состоявшийся. А если завтра Мазуровский, со своей-то репутацией, захочет стать лидером региональной "Единой России"? А если на губернаторское кресло глаз положит?!