Культура След в след с Державиным

Ксения Сорокина
№1 (658) 01.01.2009

Почти восемь лет длилась реставрация Карельского государственного краеведческого музея.

И вот накануне Нового года директор музея Михаил Гольденберг и главный архитектор проекта Елена Ицексон наконец-то смогли похвастаться своим детищем и провести первых гостей музея по тем помещениям, где "еще никогда не ступала нога журналиста".

– Мы старались максимально сохранить кусочки старины, вернуть помещениям их первозданный вид, – рассказывает Елена Ицексон. – Ведь здание музея было построено в 1775 году, и с тех пор оно многое успело перевидать: здесь были и присутственные места, и квартира губернатора. Когда мы реставрировали цокольный этаж, неожиданно обнаружились кусок кирпичной стены и окно с решеткой. Мы решили их не трогать, пусть посетители музея видят, как здание выглядело раньше. Чтобы не было диссонанса между новым и старым интерьером, все новое мы стилизовали под старину. Например, железную лестницу с витыми перилами выпуска нашего Александровского завода.

На цокольном этаже разместится археологическая экспозиция. Всего же в обновленном музее в двадцати двух залах разместятся 55 витрин с различными экспонатами, 15 плазменных мониторов, на которых будут демонстрироваться различные презентации, в том числе и виды Петрозаводска прошлых веков. Посетителей музея ожидает и еще один оригинальный сюрприз – в музее появится кафе, где можно будет попробовать всевозможные карельские блюда.

– Да, на самом деле на деньги, потраченные на реставрацию здания, можно бы было построить новый музей, – признается Михаил Гольденберг. – Но ведь в этом здании столько всего происходило! Здесь, по этим лестницам и комнатам, ходил тогдашний губернатор Петрозаводска Гаврила Державин. А еще на втором этаже музея размещалась типография. Кстати, эта вот арка, которая разделяет теперь два музейных зала, – подлинная. Правда, в советские времена ее заделали, мы долго не могли ее найти. А потом на одной из фотографий, изображающих типографию того времени, увидели ее. Попробовали сломать стену – и арка обнаружилась. Знаете, когда я ухожу из музея, то всегда оборачиваюсь и вижу: вот, в окнах горит свет, здание становится таким уютным, красивым. Долгое время окна музея были пустыми и холодными, но теперь в них снова свет. И вся площадь заиграет по-новому.